История происхождения названий фигур в шахматах. Шахматные фигуры: названия и возможные ходы Название шахмат и как они ходят

В шахматах существует 6 различных видов фигур: король, ферзь, ладьи, слоны, кони и пешки. В шахматы играют два человека: один черными фигурами, другой - белыми. Каждый игрок имеет по 16 фигур (боевых единиц): по одному королю и ферзю, по две ладьи, по два коня и слона, и по 8 пешек. Каждая фигура ходит по-разному...

Например: гроссмейстер Аталик Суат около года не мог выучить как ходит конь!!!

В нашей школе Вы или Ваш ребенок научится за 1-2 часа ходить всеми фигурами!

Вот как это выглядит. Внизу и слева от шахматной доски располагаются буквы и цифры. Они называются ШАХМАТНОЙ НОТАЦИЕЙ.

Наши тренеры расскажут об авторских разработках по быстрому и эффективному изучению нотации.

Благодаря нотации каждое поле имеет свое название, например: а3, е5, с4, h6 и т.д. Нотация служит для того, чтобы можно было записывать каждый сделанный ход. Сначала записывается фигура, которая делает ход, затем поле с которого она ходит, и в конце - поле, на которое она походила. Например: Кg1-f3, е2-е4, d2-d4 и т.д.

Каждая фигура имеет свое обозначение.

Русские обозначения фигур: король (КР), ферзь (Ф), ладья (Л), слон (С), конь (К), пешки никак не обозначаются. При их ходе указываются только поля (это видно выше: е2-е4, d2-d4 и т.д).

Английские обозначения фигур: король (К), ферзь (Q), ладья (R), слон (B), конь (N).

Также фигуры могут обозначаться мелкими рисунками.

Король

Многие некомпетентные шахматисты называют короля самой сильной фигурой. Это не так.

Во время лекций с нашими тренерами Вы узнаете, что

Король - это самая ВАЖНАЯ и ГЛАВНАЯ фигура, без которой играть нельзя по правилам. Все шахматные фигуры имеют свою ценность, но не король. По правилам его нельзя бить - именно поэтому невозможно сказать сколько он стоит.

На диаграмме показаны возможные ходы короля и его схематичное изображение.

Король может ходить на любую соседнюю клетку рядом с собой в любом направлении (по горизонтали, диагонали или вертикали), но только если это поле не атаковано вражескими фигурами или не занято своими. Бьет король также, как и ходит, то есть может съесть любую стоящую рядом вражескую фигуру (если она не защищена).

В шахматах существует ситуация, когда король может двигаться и на большее количество полей. Это называется рокировкой.

Рокировка - это совместный ход короля и ладьи: король перемещается на два поля в сторону одной из ладей с одновременным перемещением ладьи на поле, пройденное королём. Рокировка на королевский фланг называется короткой рокировкой (обозначается 0-0), рокировка на ферзевый фланг — длинной рокировкой (обозначается 0-0-0). Рокировка невозможна в тех случаях, когда король становится на атакованное соперником поле или в момент когда он уже атакован. Также по правилам нельзя делать рокировку, если король пересекает атакованное соперником поле.

Шахматная доска делится на два фланга: ферзевый (линии a, b, c, d) и королевский (линии e, f, g, h). Фланги получили свои названия от расположения фигур (ферзь изначально стоит на d1, король - на е1).

Ферзь


Ферзь - самая сильная фигура. Она ходит и как слон, и как ладья (ходы слона и ладьи мы рассмотрим далее).

Ферзь может ходить по диагоналям, вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет так же.

На диаграмме показаны возможные ходы ферзя и его схематичное изображение.

В начале партии у каждого из соперников имеется один ферзь. Белый ферзь изначально находится на поле d1 (до линии "а" - это ферзевый фланг; это описывалось выше), черный ферзь - на d8.

Наши опытные тренеры расскажут о нецелесообразности раннего ввода ферзя в игру.

Чем раньше ферзь вступит в игру - тем выше опасность того, что его будут атаковать более слабые фигуры соперника. Разменивать ферзя на любую фигуру, кроме вражеского ферзя, невыгодно (ведь ферзь самый сильный).

Также, поступив на обучение в нашу школу, вы узнаете:

Шахматная партия делится на три стадии: дебют - начало партии (1 стадия), миттельшпиль (от нем. миттель - середина, шпиль - игра) - середина партии (2 стадия), эндшпиль (от нем. энд - конец, шпиль - игра) - конец игры (3 стадия).

В начальной позиции белые и черные имеют по 20 возможных ходов (4 хода конями и 16 ходов пешками). В этом можно убедиться самостоятельно (когда Вы узнаете как ходят все фигуры).

Вывод: существует 400 способов разыгрывания только первого хода с обеих сторон. Дальше-больше...

Ладья

Ладья - вторая по силе фигура после ферзя. Две ладьи примерно равны по силе ферзю, но могут оказаться и сильнее его.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на любое количество полей. Бьет также.

В начале партии каждый игрок имеет по две ладьи. Они расположены по углам доски (поля а1, h1, а8, h8).

Многие люди, которые далеки от шахмат, называют ладью турой.

У наших тренеров Вы узнаете, что эта фигура называется ладьей. Так и только так!

Ладья также может делать ходы по-другому, чем описывается выше. Этот ход - рокировка (длинная и короткая) - см. фигура "король".

У наших тренеров Вы узнаете, что такое ладейный эндшпиль и почему он самый сложный и наиболее часто встречающийся...

Слон

Слон заметно слабее ладьи и значительно слабее ферзя, но примерно равен по силе коню.

Тренеры нашей школы расскажут об этих ситуациях

Например: поставить мат одинокому королю двумя слонами можно, а двумя конями (при правильной защите) - нет.

В начале партии каждый из соперников имеет по два слона. Они расположены на полях с1, f1, c8, f8. У каждой из сторон есть БЕЛОПОЛЬНЫЙ и ЧЕРНОПОЛЬНЫЙ слон. Более понятно будет после того, как Вы узнаете как ходит слон (см. диаграмму).

Слон ходит по диагоналям. Теперь понятно, что он может контролировать лишь половину доски (32 поля из 64). Один белый слон контролирует белые поля, другой - черные. Слоны черных ничем не отличаются.

Бьет слон так же, как и ходит. Если на его пути встречается вражеская фигура, он может забрать ее, став на ее поле.

Когда у Вас есть два слона, а у противника слон и конь (или два коня), то принято считать, что на доске примерное материальное равновесие.

У наших опытных тренеров Вы узнаете, что наличие двух слонов практически всегда является преимуществом и научитесь его использовать

Слона неправильно называть ОФИЦЕРОМ (так же как и ладью - ТУРОЙ, а ферзя - КОРОЛЕВОЙ).

Эрудированный, опытный и сильный специалист поможет разобраться в правильности названия шахматных фигур

Конь

Конь считается одной из слабейших фигур, хотя бывает и так, что лучше иметь коня, чем слона. В исключительных случаях конь может быть даже сильнее ферзя (!!), правда, впрочем, как и любая более слабая фигура может быть лучше более сильной.

О подобных случаях Вы узнаете от наших тренеров (одна из более занимательных тем)

Шахматный конь больше всего похож на обычного коня (чего не скажешь, например, о слоне и ладье).

В начале партии обе стороны имеют по два коня. Они расположены на полях b1, g1, b8, g8. Научиться ходить конем сложно (в начале статьи упоминалось об этом), но...

Ваш ребенок сможет научиться этому за короткий срок и в доступной, даже игровой форме благодаря опытному персоналу шахматной школы

На диаграмме конь стоит на поле е4. Отсюда он может пойти на 8 разных полей (причем в восьми направлениях).

Справка: Конь, король и ферзь могут с одного поля походить в восьми разных направлениях. Слон и ладья - лишь в четырех.

Перечислим куда может пойти конь с поля е4: f2, d2, c3, c5, d6, f6, g5, g3.

Конь ходит своеобразным зигзагом - через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.

Проще говоря, конь ходит буквой "Г": два поля по вертикали и одно по горизонтали или наоборот - два поля по горизонтали и одно по вертикали.

Конь очень силен в закрытых позициях (когда пешки обеих сторон уперлись друг в друга), так как он - единственная фигура, которая может перепрыгивать препятствия на своем пути.

Предыдущая информация о коне - капля в море из того, что нужно о нем знать. Вы узнаете обо всем остальном, поступив на обучение к нам в школу.

Пешка

Пешка - самая слабая беовая единица, которая даже не считается фигурой. Пешка - просто пешка.

В начале партии у сторон по 8 пешек. Белые расположены на полях a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2. Черные расположены на полях a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.

Пешка ходит лишь на одно поле по вертикали вперед. Правда, с начального поля, она может пойти сразу на два поля вперед.

Поскольку пешка самая слабая, все остальные фигуры оцениваются в пешечном эквиваленте. Итак,

В нашей школе Вы узнаете, что:

- конь и слон стоят примерно по три пешки каждый;

- ладья - примерно 5 пешек;

- ферзь - приблизительно 9 пешек.

Стопроцентная конкретика отсутствует, так как очень многое зависит от конкретной позиции на доске, поэтому и невозможно сказать точно.

От тренеров школы Вы узнаете о каких позициях идет речь и как в них определять ценность фигур

По своему расположению пешки делятся на ладейные, коневые, слоновые, центральные (ферзевые и королевские). Название пешки определяется по названию фигуры, стоящей за ней.

Бьет пешка не так, как ходит (в отличие от других фигур):

А бьет она наискосок (на одно поле по диагонали). (См. диаграмму).

Поскольку пешка и так самая слабая, она наделена еще одной интересной способностью: взятие на проходе.

На диаграмме "взатие на проходе" изображено в динамике. Черная пешка ходит с d7 на d5 и пересекает поле d6, которое атаковала белая пешка. В этом случае белая пешка имеет право забрать черную и встать на поле, которое она изначально атаковала, то есть на d6.

Более подробно эту возможность пешек Вы узнаете из лекций нашей школы, под наблюдением профессионалов за 1-1,5 часа

Еще одной уникальной способностью пешки является превращение в любую фигуру.

Представим, что в позиции на диаграмме, белая пешка стояла на е7 (где начинается стрелка) и пошла на е8 (где заканчивается стрелка). Следовательно, пешка походила на последнюю горизонталь (для белых - это восьмая горизонталь, для черных - первая). В этом случае пешка имеет право превратиться в любую фигуру (конечно, кроме короля - ведь он самый главный и у каждой стороны может быть только один). На диаграмме видно, какие фигуры может выбрать пешка для своего превращения (ферзь, слон, ладья, конь). Практически всегда пешка превращается в ферзя, так как ферзь - самая сильная фигура (зачем превращаться во что-то более слабое?)

Тренеры нашей школы расскажут о ситуациях, когда выгодно превращать пешку в другие фигуры, кроме ферзя. Это разбирается на интересных и поучительных примерах

Шахматные фигуры делятся на легкие и тяжелые. Легкие - кони и слоны. Тяжелые - ладьи и ферзь. Король - не легкая, не тяжелая фигура (просто самая главная). Пешки - вообще не фигуры.

История длиной в несколько тысячелетий не повлияла на популярность шахмат. Как и много веков назад, в наше время интеллектуалы, любители тренировать свой ум садятся за шахматную доску, чтобы окунуться в мир захватывающих комбинаций, неожиданных ходов, удачных решений. Освоение этой непростой, интересной игры требует времени, концентрации внимания. Но результат стоит таких стараний. Шахматы увлекут своими неограниченными возможностями, подарят немало ярких эмоций. Психологи утверждают, что люди, увлекающиеся этой древней игрой, в жизни ставят реалистичные, достижимые планы, быстро принимают правильные решения.

Первым шагом в мир шахмат является освоение правил расстановки фигур на доске. Если вы решили сделать эту игру своим увлечением, развить математические способности, эта статья поможет вам усвоить порядок подготовки к предстоящей партии.

Расстановка – видео

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Расположение на доске

В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:

  • на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
  • около них располагаются кони;
  • следующими устанавливаются слоны;
  • последними ставятся король и ферзь;
  • пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.

В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.

Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):

Значение фигур, их «стоимость»

Во время сражения игроку приходится жертвовать фигурами, чтобы выполнить поставленные задачи. Участники боя имеют различную ценность. Ее нужно учитывать при принятии решения. Для этого нужно запомнить значение, «стоимость» каждой фигуры:

  • король является бесценной фигурой, без него игру продолжать нельзя;
  • у ферзя самая высокая стоимость, он может выполнить функции 9 пешек;
  • стоимость коней и слонов составляет 3 пешки;
  • пешки считаются солдатами, выполняют мелкие задачи.

У каждой фигуры есть определенные отличия. Иногда в подарочных вариантах они имеют нетрадиционный вид. Но отличить слона, коня, ладью или ферзя все же можно.

Обозначения шахматных фигур

В процессе обучения шахматному мастерству новичку придется заняться изучением шахматных партий. Позже появится желание записывать свои партии. Для того чтобы «читать» партии, ходы, грамотно фиксировать ход сражения, необходимо запомнить обозначение фигур в русском и английском варианте:

  • король – Кр (K-king);
  • ферзь – Ф (Q – queen);
  • слоны – С (B – bishop);
  • ладьи – Л (R – rook);
  • кони – К (N – kNight);
  • пешки – п (p – pawn).

У пешек обозначение может не ставиться. Кроме букв для шахматных фигур используются символы. Они необходимы для изображения расстановки единиц на доске в пособиях, книгах. Правила обозначений фигур называются шахматной нотацией, которую нужно изучить каждому начинающему игроку.

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:

  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.

В шахматах существует шесть разных фигур - король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур - один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым - ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй - пешки.
Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так:
Белые фигуры - Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья.
Черные фигуры - Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья.
Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный - на черном.

Комментариев: 12

  1. Андрей пишет:

    Могу ли я использовать данные изображения для создания шахматной игры для своего сайта?

  2. admin пишет:

    Андрей, используйте. Если есть возможность - поставьте ссылку.

  3. Player пишет:

    Король не имеет право на рокировку, если он или ладья с которой производится рокировка уже делали ход. Так же нельзя делать рокировку, если поле через которое король перескакивает находится по боем фигуры противника.

  4. Вадим пишет:

    (admin)Скажите пожалуйсто уважаемый администратор сайта если я хочу взять картинку с сайта и вставить в нужное мне место обязательно ли внизу указывать ваш сайт?

  5. Елена пишет:

    А я могу использовать изображения некоторых шахматных фигур в своей книге?))

  6. AndryU пишет:

    Отличные фигуры. Могу ли я их использовать на своём сайте?

  7. admin пишет:

    Я не проверяю, кто и где в интернете использует мои рисунки шахматных фигур. Если они Вам нужны - пользуйтесь на здоровье.
    .

    Вадим, если Вы используете картинку с сайта напрямую, как вы описали, то дополнительную ссылку ставить не обязательно.

  8. Николай пишет:

    Добрый день,нетли у вас картинок шахматных фигур в векторном формате?
    Если можно пошлите их мне на почту
    Спасибо

  9. Ирэн пишет:

    А я воспользуюсь Вашей информацией в целях создания конспекта для моего 6-ти летнего сына:)) Спасибо за локаничные и важные объяснения!

  10. Рома пишет:

    Замечательные фигуры, зачот.

  11. я бох ты лох пишет:

    классные фигуры

  12. Татьяна пишет:

    Мой четырехлетний внук решил поиграть в шахматы. А я последний раз играла 40 лет назад. Сильно-сильно подзабыла. Пришлось выкручиваться. Отложила на время партию и благодаря Вам восстановила в память основные моменты. Партия длилась недолго, но судя по всему придется не раз к Вам заглядывать. Учиться играть будем паралельно.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров.

Шахматы - игра очень старинная и придумана не у нас. Родилась она в далекой Индии давным-давно, в 6 веке н.э. Древний вариант шахмат назывался "чатуранга", что в переводе с санскрита (языка древних индийцев) обозначает "четыре подразделения войска". Она была уже очень похожа на наши шахматы. Игра велась на доске 8х8 клеточек (только они были одноцветными, деление на черные и белые появилось гораздо позже в Европе).

В это время сложились уже все знакомые нам фигуры и лишь ферзь появился позднее. Главное отличие было в том, что в игре участвовало не два игрока, а четыре, каждый из которых выстраивал свои "войска" в углу доски: пехоту (пешки), конницу (конь), боевых слонов (слон) и колесницы (ладья). Войско возглавлял раджа - индийский король. Фигуры были четырех цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Какой фигурой ходить, определялось с помощью игрального кубика (пешка - 1, конь -2, ладья - 3, слон - 4, король - 5 и 6). Игра велась до тех пор, пока все фигуры противников не были уничтожены.

Правила ходов чатуранги:

Пешка ходит так же как и сейчас, только нет возможности на первом ходе перепрыгивать через третью линию. Дойдя до последней линии она может превратиться только в ту фигуру, которая уже есть среди "убитых" противником.

Конь ходит так же как и сейчас.

Слон ходит по диагонали или вперед, но всего лишь на одну клеточку.

Ладья ходит по вертикалям и горизонталям на одну клеточку.

Ферзь отсутствует.

Король ходит как и сейчас.

Как расставлять фигуры, приведено на рисунке (мы играли вдвоем, поэтому фигуры расставили в соседних углах).

В том же трактате Бируни приводится легенда о возникновении шахмат. Якобы их придумал некий брамин и предложил сыграть в них царю. Царь был в восторге от новой игры и захотел наградить брамина. "Проси все, что хочешь!" - сказал он. И брамин попросил выдать ему зерна: на первую клетку шахматной доски положить 1 зернышко, а на каждую последующую класть зерен в два раза больше, чем на предыдущую. Т.е. на вторую - 2, на третью - 4 и т.д. В математике это называется "геометрическая прогрессия"). Царь сначала согласился на это условие. Но вскоре оказалось, что всего зерна в его стране не хватит, чтобы заполнить всю доску. Более того, если посчитать количество зерен по формуле, то окажется, что всего мирового урожая зерна, собранного за всю историю человечества для этого не хватит!

Задача о зернах на шахматной доске

Из Индии шахматы были завезены в соседние страны: в Китае эта игра стала называться сянци, в Японии - сёги, в Таиланде - макрук. А персы и, вслед за ними, арабы называли эту игру шатрандж. Персы несколько изменили правила, и шахматы уже стали больше похожи на шахматы. От игральных кубиков отказались. Вместо четырех игроков стало играть двое, используя двойной комплект фигур. Так как из-за этого получилось два раджи (в Персии его стали называть "шах", как своего правителя), то одного из них несколько "понизили в звании" и второй ражда стал ферзем. Ферзь был очень слабой фигурой. Он мог ходить только по диагоналям и только на одну клетку. Персы же ввели правило, что игра длиться до тех пор, пока не поставят мат королю. Если слово "шахматы" перевести с языка персов, то получится "шах умер".

Из Персии эта игра в 9 веке пришла в Европу, где ее правила потихоньку менялись, пока не стали такими, как мы привыкли сейчас. Но в Россию первоначальный вариант игры попал не из Европы, а через Среднюю Азию. Поэтому в названии русских шахматных фигур сохранился дословный перевод с арабского или персидского языка. А лишь потом, в 11 веке, европейские шахматные правила дошли до Руси. Именно из-за этого многие фигуры получили двойное название - одно из старых русских шахмат, второе - из европейских.

Давайте разберем значение названий шахматных фигур подробнее.

Пешка

Слово "пешка" однокоренное с "пеший", "пехота". Это название означает "пеший солдат".

В других европейских. языках перевод названия этой фигуры тот же самый. А вот в Германии название пешки "вauer" значит не солдат, а "крестьянин".

Конь

В древних шахматах эта фигура изображала собою "кавалерию" - всадника на коне. Со временем ее изображение упростили, оставив только коня. Но во многих европейских языках шахматного коня продолжают называть наездником. Во Франции шахматный конь - это сavalier (кавалер), в Англии - knight (рыцарь).

А вот в других языках "человеческая составляющая" из этой фигуры пропала. У нас она называется просто "конь". А, например, в Германии (springer), Польше (skoczek), Хорватии (skakač) название его переводится как "прыгун", "скакун".

Слон

В древних шахматах это была фигура, изображающая боевого слона с наездником. Ее название на Руси перевели дословно, получилось "слон".

Но в Европе название никому неведомого животного "слона" (по персидски "фил") превратилось в "шута" ("фул"). В древних европейских шахматных книгах можно увидеть, что эту фигуру изображали как человечка в шляпе с бубенчиками. До сих пор во Франции "слон" называется fou (фу), т.е. шут.

Позже в разных странах эта особа, приближенная к королю, получила более почетные звания: епископ (bishop) - в Англии, бегун (Läufer) - в Германии, гонец (goniec) - в Польше, стрелок (střelec) - в Чехии, охотник (lovec)- в Словении и Хорватии, офицер - в Болгарии и Греции. И у нас до революции эту фигуру тоже принято было называть "офицер ". Только потом за ней официально закрепили древнее русское название "слон". А вид фигурки оставили прежний, европейский. Поэтому шахматный слон похож не на слона (зверя с хоботом), а на человека в высокой шляпе (епископа, офицера).

Ладья

В индийской игре ладья - это боевая колесница (ратхи). Изображалась вместе с упряжкой коней и правящей ею возницей. Видимо, отсюда произошло персидское название колесницы - рух. Та самая Птица Рух из сказок "Тысячи и одной ночи". И изображать фигуру тоже стали в виде птицы. А на Руси эту птицу приняли за стилизованное носовое украшение древнерусского судна - ладьи. Отсюда фигура получила свое имя.

А внешний вид и другое название этой фигуры - тура , - пришло к нам из Европы. По французски оно означает "башня" (tour). Так же французы называют и шахматную фигуру. Практически во всех европейских языках ее название имеет смысл "осадная башня", "укрепление": скала (rook) - на английском; башня (Turm) - на немецком; вежа, башня (wieża) - на польском.