Civilization 5 варианты победы. Civilization V Выбираем нацию, или Что делал слон, когда пришел Наполеон

Всем привет, на сайте множество статей про Dota и CS, но одну из популярнейших игр Steam почему то обделяют. Ежедневно в Civilization играют более 60000 тысяч человек, а постоянный онлайн в ней 20000 человек. Цифры внушающие и с этим не поспоришь. Вот поэтому я решил написать небольшое руководство, нацеленное на новичков данной игры. Лично я играю по сети и часто замечаю, что многие не знают даже прописных истин данной игры. Сегодня я затрону тему культуры, туризма, контроль городов.
1. Контроль городов
Во всех ваших городах есть жители, которые могут приносить значительные преимущества, если их правильно расставить. Расставить горожан можно при помощи панели слева


Или вручную, кликая по одной клетке с горожанином и перемещая в нужную.


Однако жители могут работать не только на фабрике или ферме, они могут работать в зданиях, при чем очень часто игроки совсем забывают про специалистов . Стоит отметить, что на специалистов тратится больше денег, но они приносят больше пользы нежели работники ферм и шахт. Управлять специалистами можно в меню города, раскрыв вкладку "Здания для специалистов " и поставив ручной контроль. Все специалисты дают ОВЛ (очки великих людей).


2. Туризм
Туризм нужен для достижения культурной победы, одной из моих любимых видов победы. Для получения туризма вы должны использовать ваших великих художников,писателей,музыкантов для создания шедевров, а не для создания контрактов или запуска золотого века. Так же количество туризма увеличивают некоторые религиозные здания. Для того чтобы быстро получать великих людей, ставьте специалистов в эти здания: гильдия художников, гильдия музыкантов, гильдия писателей.



За каждый созданный вами шедевр вам дается 2 очка культуры и 2 очка туризма. Более подробно о шедеврах будет если такая тематика удастся, так как с шедеврами много разных фишек.
3. Культурная победа
Чтобы достичь культурной победы, ваши очки туризма накопленные за все время, должны обогнать чужие очки культуры, которые тоже были получены другой державой за все время.


Когда ваше влияние достигнет уровня "Мода ", значит держава была покорена вашей культурой. Если ваша культура будет иметь статус "Мода " во всех державах, культурная победа будет достигнута.
Модификаторы туризма - это коэффициент, на который ваши базовые очки туризма будут умножатся в пользу над другими державами. Дополнительные очки будут даваться только если соблюдены условия: общая идеология, общая религия,открытые границы, торговые пути.
4. Развитие
Победить культурой против реальных людей сложно, но возможно. Развитие должно быть таким:
Науки берите как хотите, но лучше по верхним строчкам до интернета (+100% к туризму), стройте отели,аэропорты, радио вышки (% от количества культуры вырабатываемой за ход). Великих музыкантов отправляйте на туры, чтобы при взрыве он дал дополнительные очки туризма в нужной державе. Из соц. политик берите набожность. За очки веры покупайте великих музыкантов и взрывайте их в самом развитом гос-ве. Так же можете взять себе соц. политику "Традиция".
Если у вас есть вопросы , задавайте их в комментариях, я постараюсь ответить на них, советуйте свои пути развития.

Есть несколько видов победы. Вы можете победить с помощью науки, построив и запустив первый звездолет к Альфе Центавра. Можно добиться культурного превосходства над другими цивилизациями или победить с помощью дипломатии. Кроме того, вы можете пойти проторенной дорогой завоевателей: сокрушите врагов колесницами и одержите великую военную победу. Цивилизация, выполнившая одно из условий победы первой, выигрывает игру. Не забывайте следить за успехами ваших соперников: хуже всего увидеть, как взлетает звездолет противника из последнего не захваченного вами города.

Технологии и победа

Освоив достаточное количество технологий, вы можете построить космический корабль и отправить колонистов к Альфе Центавра. Если вам удастся сделать это до того, как кто-нибудь другой добьется любой другой победы, вы получите научную победу. Подробнее о способах достижения победы рассказано в соответствующем разделе.

Города-государства и победа

Города-государства не могут одержать победу в игре: добиться этого могут только крупные державы.

Как проиграть

Есть три пути к поражению: потерять столицу, проиграть другой цивилизации или не набрать наибольшее число очков к 2050 году.

Потеря последнего города

Если вы потеряли последний город в бою с другой цивилизацией или городом-государством, вы проиграли игру. Это просто позор — постарайтесь, чтобы с вами этого не случилось.

Победа другой державы

Если другая цивилизация добьется одной из пяти возможных побед: игра окончена — вы проиграли. Не важно, насколько вы были близки к победе:
кто первый победил, тот выиграл. Все остальные проиграли.

2050 год

Если наступает 2050 год, и ни один из игроков не добился победы, игра автоматически завершается и побеждает цивилизация с наибольшим числом очков победы.

Как выиграть

Есть пять путей к победе:

  • Военная победа
  • Научная победа
  • Культурная победа
  • Дипломатическая победа
  • Наступление 2050 года

Военная победа

Если вы — последний игрок, сохранивший власть над своей столицей, вы победили. Захватите столицы всех остальных цивилизаций и удержите свою — это не так просто, как кажется. Допустим, в игре на пятерых вы захватили столицы троих игроков, но в этот момент четвертый ударил вам в спину и захватил вашу столицу. Если ему это удалось, он мгновенно одержал победу. Иными словами, не важно, кто кого победил: важно, кто последним удержал столицу. Если вы утратили свою столицу, но владеете другими городами, вы все равно можете одержать победу — культурную, научную или дипломатическую. Однако до возвращения своей исторической столицы вы не можете одержать военную победу.

Уничтожение столицы

Никак. Историческую столицу невозможно разрушить. Ее можно захватить, но не уничтожить. Сброс ядерной бомбы сократит население до 1, но город не будет уничтожен. Смиритесь, это игра. (Помните, вы можете уничтожить цивилизацию, захватив или разрушив все ее города, так что уничтожать столицы не обязательно, чтобы смести всех врагов с лица земли.)

Историческая столица
Если вашу первую столицу захватили, другой город автоматически станет новой столицей. Он будет во всем аналогичен первой столице, но его можно будет уничтожить; также он не учитывается при военной победе. Если вы вернете себе историческую столицу, она вновь станет столицей вашей цивилизации.

Научная победа

Вы можете добиться научной победы, освоив все технологии, необходимые для постройки космического корабля, затем построив все детали корабля и переместив их в столицу. Когда все детали собраны вместе, вы можете запустить корабль к Альфе Центавра. Если межзвездный перелет пройдет успешно, и корабль достигнет цели прежде, чем другие игроки победят, то вы одержите научную победу!

Детали космического корабля
Детали космического корабля строятся и перемещаются по карте, как любое другое транспортное средство. Для постройки каждой детали требуются совершенные технологии. Детали корабля считаются гражданскими юнитами, они самоуничтожаются, если попадают в руки к врагу. Когда деталь построена, переправьте ее в столицу. Затем вам придется решить, следует ли присоединить деталь к кораблю. Когда все детали собраны, корабль взлетит в космос, и вы одержите научную победу!

Примечание : детали корабля нельзя купить, их создание нельзя ускорить. Они должны быть построены в городе.

Культурная победа

Чтобы одержать культурную победу, вам необходимо полностью изучить все пять ветвей общественных институтов, то есть каждый доступный общественный институт в игре. После этого вам станет доступен проект «Утопия». Его сооружение приносит культурную победу. Этот проект нельзя ускорить или купить: его необходимо построить.

Дипломатическая победа

Когда игрок освоит технологию «Глобализация», он сможет создать ООН. После завершения постройки ООН каждые несколько ходов там будет проходить голосование за титул мирового лидера. Если у кого-то наберется достаточно голосов в ООН, он автоматически одержит дипломатическую победу. Необходимое количество голосов зависит от числа цивилизаций на момент начала игры. Чем меньше игроков в игре, тем больший процент голосов необходим для победы.

Кто голосует?
Все цивилизации и города-государства имеют право голоса. Держава, построившая штаб-квартиру ООН, имеет два голоса. Цивилизации всегда голосуют за себя, однако освобожденные державы голосуют за своего освободителя. Города-государства голосуют за того, к кому лучше всего относятся. Впрочем, если их освободили, то они тоже голосуют за освободителя.

Освобождение
Если вы возьмете захваченный другой цивилизацией город-государство, у вас будет выбор: аннексировать его, поставить во главе его марионеточное правительство или освободить. Если вы освободите город, он всегда будет голосовать за вас в ООН независимо от текущих отношений. Если один и тот же город-государство освободили дважды, он будет голосовать за последнего освободителя. Если цивилизация покинула игру, и вы захватили один из ее городов, то можно аннексировать его, сделать сателлитом или освободить. Если вы освободите город, цивилизация вернется в игру. Освобожденная цивилизация будет всегда голосовать за вас в ООН. Если освободителей было несколько, цивилизация будет голосовать за последнего.

Конец времени

Если ни один игрок не одержал победу, игра заканчивается автоматически в конце 2050 году. Подсчитывается рейтинг по очкам всех уцелевших цивилизаций и оглашается победитель. После этого вы можете продолжить игру, но в ней уже нельзя будет победить.

  • число городов в империи;
  • ваше население;
  • число открытых технологий;

Игровой рейтинг

Чаще всего во время игры один из игроков добивается одной из четырех возможных побед: военной, научной, дипломатической или культурной. Но если ни один игрок не достиг победы до 2050 года, победитель определяется по рейтингу цивилизаций. Если же кто-то добивается победы до 2050 года, рейтинг определяет его место в «Зале славы». Рейтинг рассчитывается следующим образом.

Уничтожение
Если вы выбыли из игры, ваш рейтинг равен нулю. Очень жаль!

Время до победы
Завоевав победу до 2050 году, вы получите повышающий коэффициент к заработанному числу очков. Чем раньше вы добьетесь победы, тем лучше.

Очки победы
Вы зарабатываете очки победы за:

  • число клеток в ваших границах (наименее важный фактор);
  • число городов в империи;
  • ваше население;
  • число открытых технологий;
  • число открытых «технологий будущего»;
  • число построенных чудес (наиболее важный фактор).

Карта и сложность игры

Размер карты определяет число очков победы, которые получает цивилизация за клетки, города и население. Уровень сложности игры определяет, насколько трудно зарабатывать рейтинг: чем трудней игра, тем меньше очков вы получаете за все (иными словами, сокрушительная победа на самом легком уровне будет стоить меньше очков рейтинга, чем почти ничья на самом сложном уровне).

В комментариях часто встречаются просьбы сделать видео по игре против компьютера на максимальном уровне сложности, поэтому я подумал, что читателям будут интересны советы, как победить на «божестве». Отмечу, что это не какой-то пошаговый гайд или всеобъемлющий «научный» разбор стратегий, а просто набор небольших советов, основанных на моем личном опыте игры. Мне нравится играть на огромной карте на 12 игроков и на самой медленной скорости, но большинство этих советов подойдут и к более стандартному варианту — 6-8 игроков, быстрая или средняя скорость. Я решил ограничиться рассмотрением мирных вариантов победы, отчасти потому, что не люблю воевать (игра мне тем и нравится, что можно побеждать, практически не воюя), отчасти потому, что, как надо и не надо воевать, вы и так можете узнать очень много из большого количества видео с сетевыми играми. Дипломатическую и научную победы мне удавалось одержать не единожды, по культурной также напишу некоторые соображения, хотя формально я не выигрывал этим способом на «божестве» и считаю, что это самая сложная победа (не будем называть победой по культуре вынос всех соперников и формальную победу против одного соперника с одним городом). Итак, приступим.

Дипломатическая победа

Научный прогресс

Я считаю дипломатическую победу самой легкой в игре, потому что она меньше всего зависит от научного прогресса. Не так уж важно, на каком этапе развития вы будете находиться во время голосования за мирового лидера в ООН. Технология «Глобализация», которая по идее нужна для дипломатической победы, совсем не важна.

Великие люди

Я обычно делаю упор на торговцев, хотя это может оказаться не так уж критично. Торговцев лучше хранить до конца игры и потом рассылать по городам-государствам — во-первых, вы получите 30 очков влияния, т.е. сэкономите некоторое количество денег, во-вторых, количество золота от торговой сделки зависит от текущей эпохи, поэтому ближе к концу игры вы просто получите больше золота.

Общественные институты

Откройте коммерцию ради 25% золота в столице, а также примите институт «Предпринимательство», который увеличит прирост торговцев, а главное — удвоит количество золота от сделок с городами-государствами. Покупка торговцев за веру может помочь, однако слишком много в коммерции не очень полезных институтов, а культуры много не бывает и лучше потратить ее на развитие. Также нужно открыть меценатство, где принять институты «Консульства» и «Благотворительность». Я предпочитаю делать это в самом конце, поскольку основная часть золота передается городам-государствам за ход до голосования.

Что касается идеологии, то не так уж важно, что брать — выбирайте, исходя из конкретных условий и того, что взяли соперники, поскольку идеологии ощутимо влияют на отношения с компьютером и лучше ссориться с как можно меньшим числом соперников.

Деньги

Главное при игре на дипломатическую победу — накопить как можно больше денег для покупки городов-государств за ход до голосования. Поэтому старайтесь по максимуму золото получать и по минимуму — тратить. В большинстве случаев мне удавалось накопить достаточно денег для покупки всех городов-государств.

Караваны

Большинство караванов лучше посылать в свои города, иначе развитие будет слишком медленным. Во второй половине игры посылайте несколько караванов по тем направлениям, которые приносят особенно много золота.

Шпионы

Ближе к концу игры отправляйте дипломатов к хорошо относящимся к вам державам. Компьютер удивительно дешево продает свои голоса в конгрессе, и вы сможете набрать таким образом недостающие голоса, если вам не хватает денег на все города-государства или слишком много городов-государств было захвачено. В процессе игры можете красть технологии или поддерживать отношения с городами-государствами. Можно при условии нехватки денег в конце игры попробовать устроить перевороты в некоторых городах-государствах, но, по моему мнению, лучше их покупать, а шпионов в роли дипломатов отправить за голосами соперников.

Прочее

Не обязательно во что бы то ни стало стремиться быть союзником как можно большего количества городов-государств на протяжении всей игры. Понятно, что бонусы от этого никогда не помешают, но тратить слишком много денег не стоит. Выполняйте несложные квесты, но чересчур усердствовать не нужно. Не обещайте защиту городам-государствам, иначе вам постоянно придется портить отношения либо с ними, либо с державами, которые требуют с них дань.

Научная победа

Научный прогресс

В науке вы всю игру будете догоняющим, поэтому необходимо как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания. Не тяните с национальным колледжем — 2-3 города в начале игры и лучше уже его построить. Попробуйте подгадать так, чтобы к открытию философии вы уже были готовы начинать строить национальный колледж.

Великие люди

Разумеется, необходимо как можно больше ученых. Обычно я пару первых ученых сажаю в академии, но дальше лучше оставлять их до конца игры. Произведем небольшие расчеты: академия приносит 8 науки, 10 после открытия ядерной физики, еще 4 можно получить, если принять в свободе догмат «Новый курс». Хорошо, если за всю игру это в среднем даст 10 науки в ход. С учетом научных зданий в городе и прочих бонусов можно получить максимум +175% науки. Но поскольку эти модификаторы набираются постепенно, то можно допустить, что где-то 20 науки в ход в среднем даст академия. Первую академию на средней скорости вы получите ходу на 100-м, где-то на 300-м ходу игра будет подходить к концу. Таким образом, академия принесет 4000 науки за игру. При «сжигании» в конце игры ученый даст количество науки за последние 8 ходов. Количество науки в ход на тот момент будет в районе 1000, т.е. «сжигание» принесет 8000 науки. Здесь, конечно, стоит учесть, что, во-первых, академия внесет свой вклад в количество науки при «сжигании», кроме того, дополнительная наука в середине игры приблизит вас к открытию технологий, открывающих научные здания. Но все же, как мне кажется, проведенный расчет показывает, что подавляющее большинство ученых стоит приберечь до конца игры.

Общественные институты

Рационализм — наше все при игре на научную победу, закрывайте его как можно скорее. Здесь и прирост науки (старайтесь не уходить в минус по счастью), и ускорение генерации ученых, и увеличение получаемой науки от соглашений об исследованиях, и, наконец, бесплатная технология и возможность покупать ученых за веру в конце. Я не думаю, что стоит задерживать закрытие рационализма, чтобы получить более дорогую технологию бесплатно, поскольку невозможно оставить незакрытым относительно бесполезный институт.

Идеологию нужно выбирать из свободы и порядка, сложно однозначно сказать, что лучше, главное — и там, и там принять догмат, увеличивающий скорость генерации великих людей. В порядке также очень неплохо принять «Рабочие факультеты», дающие прирост науки от фабрик. До покупки частей космического корабля или строительства их с помощью инженеров дойти будет непросто, а даже если удастся, нет гарантии, что у вас будут деньги или инженеры. Я не исключаю, что можно выстроить свою стратегию вокруг одного из этих догматов, но я обычно их не использую. В автократии есть отличный догмат «Промышленный шпионаж», который вдвое ускоряет кражу технологий шпионами, но слишком мало там других полезных догматов и, мне кажется, один он не перевешивает плюсы свободы или порядка в целом.

Чудеса

Важнейшие чудеса при игре на научную победу — фарфоровая пагода и телескоп «Хаббл». Первая увеличит количество получаемой науки от соглашений об исследованиях, а второй, мало того что даст двух ученых, еще и дает бесплатный завод космических кораблей и 25% ускорения постройки частей космического корабля.

Шпионы

Всех шпионов — на кражу технологий, это очень сильно помогает догонять по науке соперников. Не крадите технологии у лидера — наверняка, он держит своих шпионов у себя. По количеству очков за технологии можно узнать, какие державы существенно опережают вас по науке. Сажайте шпионов к ним в столицы или крупные города.

Деньги

Обязательно заключайте как можно больше научных соглашений, я считаю, что это главное, для чего стоит использовать золото при игре на научную победу. Многие соперники будут постоянно тратить свои деньги, поэтому нужно пользоваться таким приемом: дайте компьютеру золото за золото в ход (вы на этом немного потеряете, поскольку он вряд ли согласится на равноценный обмен — придется дать больше золота, чем вы суммарно получите на протяжении действия договора), а затем сразу же заключайте научное соглашение. Компьютер крайне редко отказывается от соглашения, если у него есть на это деньги. Конечно, скорее всего не стоит заключать договор с лидером, но со всеми остальными старайтесь это делать постоянно.

Караваны

Лучше всего отправлять караваны с едой. Нам нужно как можно больше науки, а базовую науку дает население. В конце игры, разумеется, по максимуму отправляйте караваны с производством в города, где будете строить части космического корабля.

Прочее

Старайтесь накопить как можно больше веры, т.е. как минимум святилища и храмы во всех городах построить необходимо. Чем больше ученых вы сможете купить в конце за веру, тем лучше. Гнаться за основанием религии, конечно, необязательно, тем более не так уж часто на «божестве» это удается сделать. Религию вам все равно принесут, а для покупки ученых большего и не нужно.

Культурная победа

Научный прогресс

Компьютерные соперники будут генерировать очень много культуры. К сожалению, очень важная технология «Интернет» находится на последнем уровне дерева технологий. Вовремя открыть ее, при этом делая упор в игре на культуру и туризм, довольно сложно, что делает культурную победу тяжело достижимой. Кроме этого, чем раньше вы откроете технологии, позволяющие строить отели и аэропорты, тем лучше. Эти здания существенно увеличивают количество очков туризма. В остальном же нужно идти по технологиям так же, как в случае научной победы, т.е. стараться как можно быстрее открывать технологии, позволяющие строить научные здания.

Великие люди

Чем больше «культурных» великих людей у вас будет, тем лучше. Писателей и художников лучше сразу использовать для создания шедевров. Что касается музыкантов, то я считаю, что большинство музыкантов, которые будут сгенерированы вашей гильдией, следует также использовать для создания шедевров, поскольку, в отличие от ученых и торговцев, сила музыканта фиксируется на момент его появления. Может быть, последнего или двух стоит придержать, но все зависит от того, сколько у вас очков туризма в тот момент, когда они появляются. Поскольку гильдии писателей, художников и музыкантов будут у вас в единственном экземпляре, важно построить их все в одном городе на реке (чтобы можно было построить сад) и разместить в этом городе национальный эпос.

Среди “некультурных” великих людей, я думаю, стоит выбирать ученых. Инженеры могут помочь построить некоторые из многочисленных полезных чудес, однако научный прогресс важнее — ни одно чудо не даст вам столько туризма, сколько технология “Интернет”.

Общественные институты

Для культурной победы закрыть эстетику просто необходимо. Вообще ключевой аспект культурной победы — купить как можно больше музыкантов за веру в конце игры. Поэтому и генерацию очков веры тоже очень важно максимизировать. Будет очень хорошо, если вам удастся пойти по набожности, набрать как можно больше религиозных зданий (пагод, мечетей, монастырей, соборов) и принять верование реформации, дающее от этих зданий очки туризма. Хотя закрыть эстетику все-таки важнее, а на все культуры скорее всего не хватит.

В качестве идеологии лучше выбрать свободу, поскольку там есть догмат «Медиакультура», который увеличивает очки туризма на 34% в городе с радиовышкой. Похожий догмат в порядке — «Культурная революция» — увеличивает очки туризма на 34% по отношению к державам, также принявшим порядок, а вряд ли все ваши соперники будут так единодушны. Стратегия с «Футуризмом» из автократии, по моему мнению, в игре на «божестве» бесполезна.

Чудеса

Пожалуй, самое нужное чудо при игре на культурную победу — пизанская башня, строить ее следует в городе с гильдиями. Очень хорошо будет, если вы сможете построить Эйфелеву башню, которая дает 12 очков туризма в ход без всяких шедевров. Весьма полезно будет построить любое чудо, дающее «культурного» великого человека: это театр «Глобус», галерея Уффици, Лувр, Бродвей. Также хороши чудеса, в которых есть несколько ячеек для шедевров, а соответственно — возможность получить тематический бонус. Сюда входят, помимо вышеперечисленных, сикстинская капелла и сиднейская опера. Вряд ли на «божестве» вы построите многие из них, но если будет возможность, воспользуйтесь ею. Не забудьте также про национальные чудеса — эрмитаж и инфоцентр. А вот александрийскую библиотеку и Парфенон строить не стоит — слишком большое отставание от компьютера в ранние эпохи практически сводит к нулю шансы завершить их раньше соперников.

Деньги и караваны

Обязательно купите у всех соперников открытые границы — это относительно дешево и ощутимо увеличивает количество очков туризма. Также желательно, чтобы как можно с большим количеством держав были установлены торговые караваны. При этом неважно, кто именно является владельцем каравана, поэтому следите, кто из соперников отправляет караваны к вам, чтобы вы могли отправить свои к кому-то другому.

Шпионы

Шпионов используйте так же, как и в случае научной победы. Постарайтесь украсть максимальное число технологий, поскольку научный прогресс здесь очень важен. После принятия идеологии назначайте дипломатов в державы с отличной от вашей идеологией — это позволит нивелировать штраф к очкам туризма от идеологических различий. На всех шпионов не хватит, поэтому выбирайте наиболее культурно развитые державы.

Прочее

Желательно добыть как можно больше артефактов с помощью археологов. Начните с наиболее дальних мест раскопок, так как контролировать те, что ближе к вам, проще. Занимайте своими юнитами места раскопок, чтобы археологи соперников не смогли вас опередить. На территории соперников можно откопать один артефакт, это немного ухудшит отношения, но не критично. Следите за тем, чтобы у вас были готовы здания, в которых можно разместить артефакты: если вы проведете раскопки вне своей территории и вам некуда будет размещать артефакт, зря потеряете археолога. Места раскопок, находящиеся на клетках, которые могут обрабатывать ваши города, лучше превращать в памятники, поскольку отель и аэропорт в сумме дадут столько туризма, сколько культуры приносит памятник, кроме того, вы получите еще и культуру, которой нужно очень много.

  • Держите небольшую, но конкурентоспособную армию. Это не убережет вас от нападения, но позволит отбиться. Как известно, тактически компьютер действует очень плохо, поэтому даже от превосходящих численно сил вполне реально защититься. В случае нападения на вас ближайшего соседа можно воспользоваться этим и захватить что-нибудь, это не будет расценено, как сильная агрессия и не испортит отношения с остальными соперниками. Не расстраивайтесь, если потеряли город или два, шансы отыграться все еще остаются достаточно высокими.
  • Старайтесь продавать все лишние ресурсы — как стратегические, так и ресурсы роскоши. Компьютер все равно не использует их с толком. Конечно, желательно продавать их не лидеру и не ближайшим соседям. Приблизительные цены, по которым компьютер покупает ресурсы: стратегические — 1.5 золотых в ход за 1 единицу, ресурсы роскоши — 7 золотых в ход. Цена может варьироваться в зависимости от ваших отношений с покупающей стороной. Друзьям продавайте ресурсы за единовременно выплачиваемую сумму — мало ли что произойдет с ресурсом на протяжении действия соглашения
  • Не проявляйте агрессии. В каждом варианте победы крайне полезно дружить с как можно большим количеством соперников, а агрессивное поведение может заставить многих из них относиться к вам отрицательно.
  • Если на вас напали или вы чувствуете, что кто-то собирается это сделать, договоритесь с парой других держав, чтобы они объявили войну нападающему. Воинственные лидеры согласятся на это буквально за несколько золотых в ход. Это может отвлечь часть войск вашего противника на другой фронт либо заставить его заключить с вами мир. Вообще этот прием можно использовать всегда — чем больше ваши соперники тратят ресурсов на войны друг с другом, тем выгоднее вам.

На этом, пожалуй, мои советы заканчиваются. Я не утверждаю, что таким образом вы выиграете любую игру, ведь всегда что-то может пойти не так, но, руководствуясь данными советами, вполне реально часто побеждать на уровне сложности «божество». Удачных вам партий!

Сие есть второй пост из недокопипастной серии, призванной насытить блог новой "Цивилизации" хоть какой-то информацией. И на этот раз его заглавная тема

"Как захватить мир"

Как и в любой игре "Цивилизованной" серии, в Civilization V вы сможете поиметь врагов добиться победы несколькими способами. На этот раз в вашем распоряжении 5 вариантов: завоевание, культурная победа, выход в космос, дипломатическая победа, победа по очкам. Территориальная победа была упразднена.

Завоевание
Цель все та же, что и прежде - нужно уничтожить всех соперников, однако есть одно "но": теперь Вам не требуется захватывать город за городом, прежде чем враг будет повержен, всего лишь нужно уничтожить/захватить столицы государств. Это, разумеется, значительно ускоряет ход игры, что во многом ориентировано на мультиплеер.
Культурная победа (Утопия)
Культурная победа в Civ5 связана не с культурными очками, а с главным нововведением новой "Цивилизации" - общественными институтами. Открыв необходимое количество этих институтов (за счет культурных очков), начинается работа над проектом Утопии (а-ля Строительство космического корабля). После его завершения вы и достигаете культурной победы.
Выход в космос
Как и раньше, вам необходимо отправить корабль к Альфа Центавра, а следовательно и развиться для этого технологически, построить элементы космического корабля и отправить их в полет к цели. Нет-нет-нет-нет-нет;) И тут разработчики произвели небольшую реформу. Вы никогда не задумывались, что, ваш корабль, вылетая в космос, находился в разных городах, возможно даже на разных материках, разобранный по деталькам? Нужные люди задумались, и теперь, прежде чем запустить агрегат в полет, нужно доставить все его элементы в столицу. А по пути мало ли что случится: ИИ тоже хочет выиграть.

"Как захватить мир" - условия победы


"Как захватить мир" - условия победы
Победа по очкам
Тут вроде как без нововведений. Требуется к 2050му году иметь наибольшее количество очков.
Дипломатическая победа
Ваша задача - выиграть голосование в ООН. По какой системе будет выбираться победитель, пока неизвестно, но точно установлено, что каждое государство будет иметь лишь 1 голос, в том числе и города-государства. Судя по всему, их расположение к вам будет немаловажно.

Дети мои! Мы были унижены, сломлены тяжкими невзгодами! Но я знал, что придет время, и мой народ воспрянет и жестоко поквитается с врагами. Сейчас мы едины и сильны как никогда. У меня есть мечта, и мечта эта в ваших руках! Я поведу вас к величию. Вместе мы победим!

Так, диктаторские полномочия получил. Теперь осталась самая малость — покорить мир.

Бронепоезд для мирных людей

Большое государство при прочих равных эффективнее маленького.

Если хотите мира — готовьтесь к войне. Хотите войны — готовьтесь к войне. В общем, хотите вы или нет, а война будет! Искусственный интеллект в «Цивилизации» постоянно норовит напасть, его даже более сильная армия у «жертвы» не отпугнет. Замешкаетесь, и противник, возможно, лучше подготовится к войне, поэтому своевременный превентивный удар может быть оправдан.

Война здесь — не самоцель, а средство усиления своей страны. Большое государство при прочих равных эффективнее маленького. Почему? Расскажу об этом подробно.

Моя империя приобрела множество поставщиков науки, культуры и золота.

Плюсы большой империи очевидны:

    Много городов — много денег, очков науки и культуры.

    Высокие производственные мощности.

    Большая территория, на которой можно разместить торговые посты и прочие улучшения.

А в чем же тогда минусы?

    Возрастает недовольство плотностью населения и количеством городов.

    Количество культуры, необходимое для учреждения новой политики, увеличено на 30% за каждый новый город.

Что ж, «противопоказания» весомые, но все же не смертельные. Во-первых, в каждом новом городе есть место для строительства «осчастливливающих» зданий. Чтобы нейтрализовать недовольство, вызванное постройкой, Колизея хватит с головой. Доступен он практически сразу и строится быстро. Получив «хлеб и зрелища», плебс будет меньше беспокоиться о росте цен и налогах, а вы сможете строить увеселительные заведения быстрее, чем растет в городах население, а с ним и недовольство. Главное — поспешать медленно. Если жители империи недовольны, не расширяйте территорию, пока не построите пару колизеев или цирков.

На заметку: часто населению для счастья и роста городов требуются предметы роскоши (как ресурс, в смысле). Отнимите их у противника вместе с территорией.

Во-вторых, даже если вы не стремитесь к культурной победе, не стоит уподобляться варварам и сморкаться в гобелены. Некоторые покупаемые за культуру плюсы дадут весьма ощутимое преимущество, какую бы стратегию победы вы ни избрали.

Быстрее стройся, быстрее! Не успеем же! Французских гас-
тарбайтеров, что ли, позвать...

Поэтому сателлиты обычно предпочтительнее аннексиро- ванных вражеских городов.

А секрет в том, что штраф за культуру получают только те города, что полностью под вашим управлением, но не сателлиты. Конечно, последние не производят чудеса и войска, зато исправно снабжают деньгами, вносят вклад в науку и культуру и сами строят всякие «народоувеселители». Поэтому сателлиты обычно предпочтительнее аннексированных вражеских городов. Особенно это актуально, если вы рассчитываете на победу через строительство утопии. Пусть правительства-марионетки рассказывают своим гражданам сказки о свободе и независимости, мы-то знаем и потираем руки. А если какой-нибудь сателлит ухитрится вырасти до мегаполиса с населением 20+, аннексируйте его.

После третьего города начните готовиться к обороне, плавно переходящей в наступление. К тому времени у вас должны быть изучены обработка бронзы (для копьеносцев) и колесо (для колесниц, которые, кстати, выгоднее лучников). Лучше нападать на противника, заручившись помощью союзника, который отвлечет часть вражеского войска на себя. Идеальный вариант — союз с более слабым игроком против более сильного.

В игре против живых игроков опасайтесь удара в спину, пока основные ваши силы проливают кровь на чужбине. Не стесняйтесь и сами наносить такие удары, это делает игру значительно интереснее. А если вы в данный момент не вовлечены в войну, есть смысл дарить отряды слабейшей стороне. Противостоять нескольким слабым игрокам проще, чем одному сильному.


Теперь настало время поговорить непосредственно о боевых действиях, благо в пятой «Цивилизации» они стали куда интереснее. Вот ряд правил, которыми следует руководствоваться полководцу:

Корабль может разведать расположение противника для артиллерии и, не вступая в бой, отойти.

    Если отряд пострадал легко, его лучше не бросать в бой, а поставить лагерем для лечения. Если тяжело — отвести на безопасное расстояние. Для этого сделайте «рокировку» — если оба отряда могут ходить, их можно поменять местами. Здоровые бойцы прикроют раненых.

    Стрелки и артиллерия весьма уязвимы в ближнем бою. Особенно хорошо с ними справляется кавалерия, которая способна ходить на много клеток. Не забывайте, что конница может ходить после атаки. Тактика «hit-and-run» в действии.

    В лесу, джунглях или на холме отряды лучше обороняются, чем посреди поля.

    Два отряда рядом сильнее, чем три разрозненных. Концентрируйте силы в нужном месте. Силы собраны в кулак и вместе выступают — в этом преимущество атаки над обороной.

    Преимущество же обороны в том, что вы можете занять возвышенности и приказать солдатам укрепиться; можете держать оборону возле города, а из города обстреливать врага; заранее удачно расположить артиллерию.

    Не бойтесь подставлять бойцов под огонь из вражеского города. Стоя на месте, отряд залечивает раны почти так же быстро, как получает урон, но при этом зарабатывает опыт. Порой есть даже смысл не спешить со штурмом, тренируя бойцов. В сетевой игре постоянное стояние под огнем из города многими игроками рассматривается как нечестный прием.

    Для успешного взятия города нужно три-четыре отряда, если рядом с этим городом нет вражеских солдат. Иначе больше.

    Здесь, в отличие от предыдущих частей игры, у более совершенных технически отрядов шансы на победу выше. Военные исследования — среди приоритетных.

От Теночтитлана до Медины мы проложим магистраль

Все имеет свою цену, и немалую. Содержание армий, строений и даже дорог тяжким бременем ложится на казну. И это значит, что перед каждым приказом вам следует спросить себя, действительно ли он приближает вашу страну к мировому господству. Мы еще не раз будем обсуждать те или иные строения в контексте «окупится или не окупится».

Бесполезных построек нет, но учитывайте ситуацию. Вот несколько правил:

    Амбары и подобные им здания, дающие еду, однозначно окупаются.

    Здания со специалистами нужны в любом случае, решите только, какие специалисты важнее в данный момент и в данном городе. Однако если в поселении не хватает жителей и/или еды для специалистов, то здания, требующие спецов, будут только обузой. Специалисты ценны еще и тем, что увеличивают вероятность рождения великого человека.

    Увеселительные здания стройте постоянно; чем их больше, тем большую часть карты мира можно перекрасить в любимый цвет, не дразня гусей, то бишь народ. Прибыль от нового города и золотые века за народное счастье с лихвой окупят траты на содержание. Посмотрев захватывающую мясорубку на арене, гражданин воодушевится и вместо антивоенного митинга пойдет в ближайший вербовочный пункт.

    Укрепления нужны только на границе. Казармы и военные здания в каждом городе — дорого. Пусть солдат на фронт поставляют лишь несколько городов, зато быстро и эффективно. Большая армия в мирное время обходится чрезвычайно дорого, но если мирное время затянулось — что-то не так, много денег и людей пропадают зря, работая не на вас.

    Торговый путь приносит по 1,25 единицы золота на каждого жителя в городе, соединенном этим путем со столицей. Содержание участка дороги обходится в золотой. То есть если, например, расстояние от столицы пять, а в городе население более четырех, дорога окупается.

Нет, этот золотой век когда-нибудь кончится?!

Впрочем, при правильной экономической политике и внушительных завоеваниях проблема нехватки денег актуальна лишь на ранних этапах. Позже с расширением территории появится много площади под застройку. Тратьте большую ее часть на торговые посты, и проблем с деньгами быть не должно.

Даже если финансовый баланс получился отрицательным, не страшно. Главный заработок приходит во время золотого века и с лихвой покрывает любой дефицит. Конечно, если таковой век наступает часто. Чтобы он длился вечно, нужны счастливые граждане (чему, как уже сказано, способствуют колизеи да театры) и комбинация из соответствующих чудес света и политик. Как можно раньше исследуйте технологию «государственная служба», которая откроет доступ к чуду света Чичен Итза, удлиняющему золотой век. Из числа политик наиболее полезными будут «организованная религия» (-25% требования к счастью для начала золотого века) и «теократия» (-20% несчастья) в категории «набожность». Перерывы между «счастливыми» золотыми веками можно «затыкать» великими личностями.

Но главный дефицит в игре — дефицит людей — золотым веком не устраняется. Многие нужные вам строения требуют для своей работы городских жителей, что отвлекает тех от производства пищи или строительства. А производственные мощности нужны чем дальше, тем больше. Куда направить горожан? На поле, чтобы росло население? На фабрику, чтобы ускорить производство? Или же корпеть над книгами в университете во имя науки? Автор статьи решает эту проблему так: города имеют свою специализацию.

Вот так хорошо располагать города — на солидном расстоянии и возле ресурсов.

Есть города — промышленные гиганты: перенаселенные, с серым задымленным небом. Обычно это старые города, основанные в начале игры и успевшие вырасти до нужных размеров. Жители таких мегаполисов по минимуму отвлекаются на храмы и библиотеки, а из зданий, требующих специалистов, присутствуют в основном мастерские, заводы и т.д. Город окружен лесопилками, шахтами и полями. Последние нужны, чтобы население очень быстро росло. В начале игры основывайте города на солидном расстоянии друг от друга, чтобы эффективно кормить разросшиеся мегаполисы. Крайне желательно основывать города возле залежей ресурсов и на берегу реки.

Если вы играете за Францию, то уже в самом начале границы города будут активно расширяться, и вы получите огромные площади под застройку. Эффективность города, окруженного множеством полей, лесопилок и шахт, ощутимо возрастает.

Города-кузницы занимаются производством, в первую очередь строительством чудес света, и делают это весьма эффективно. Чудеса особенно важно строить как можно быстрее, ведь внушительный плюс достанется только первому. И не пренебрегайте собственноручным регулированием занятости населения. Если вы строите чудо или что-либо не менее важное, направляйте максимум жителей из сельского хозяйства в производство. В долгосрочной же перспективе много занятых в сельском хозяйстве поселенцев обеспечат городу быстрый рост. Чем больше «лишней» еды, тем быстрее растет город.

Эффективность длинного дома ирокезов поражает. И это еще небольшой город!

Чтобы окружить мегаполис полями, расширяйте границы с помощью культуры. В этом помогут обелиск, не требующий специалистов, и чудеса.

На заметку: какая нация, по-вашему, — народ лучших в мире промышленников? Американцы? Китайцы? Немцы? Нет! Ирокезы. Их уникальное здание «длинный дом» повышает эффективность лесопилок до заоблачных высот. Стройте промышленные центры посреди леса, окружайте лесопилками и направляйте в них горожан. Важно не вырубить лес до того торжественного момента, когда длинные дома и лесопилки станут доступны. К сожалению, не распространяется на джунгли.

За науку, культуру и деньги в моей империи отвечают более молодые города, часто сателлиты. Им не настолько важен рост, малое население одного города компенсируется их количеством. Грубо говоря, пару городов с библиотеками получить проще, чем один с университетом, а эффект сопоставим. При этом города специалистов тоже растут, хоть и не до таких размеров, как промышленные центры. Вокруг научных, финансовых и культурных поселений можно строить много торговых постов, а не полей.

Куплю победу, о цене договоримся!

И напоследок поговорим об особенностях стратегии при разных типах победы. Для славных побед нужна армия, оснащенная по последнему слову техники, для быстрого развития науки — большая империя; от союза с городами-государствами можно получать рост культуры, а успешному дипломату помогут «покупаемые» за культуру политики раздела «патронаж». И все-таки некоторая специфика у разных стратегий имеется.

Правильно развитые египтяне могут похвастаться множест-
вом чудес в крупных городах.

Для достижения культурной победы надо накопить достаточно культуры, чтобы принять все политики из пяти веток. Каждый новый город обеспечивает вам штрафы к культуре, поэтому не основывайте больше трех поселений и старайтесь не аннексировать чужие. Но не забывайте, что сателлиты негативного влияния не оказывают, их можно приобретать в количествах, ограниченных лишь силой армии и счастьем граждан.

Как ни удивительно, в начале игры упор должен делаться не столько на культуру, сколько на науку. Нужно как можно раньше изучить технологии, открывающие доступ к культурным чудесам света и ветви политик «свобода». Сикстинская капелла, благодаря которой политики принимаются дешевле, обязательно должна быть построена именно вами. Полезным будет Оракул — он дает дополнительную политику, а стоимость следующей при этом не повышается.

Именно для достижения культурной победы чудеса света особенно актуальны. Поэтому сперва выбирайте из политик «традиции» + «аристократия» (+33% скорость строительства чудес). Чтобы иметь большую фору в строительстве чудес, нужные для них технологии изучайте в первую очередь.

Есть интересная стратегия получения раннего доступа к чудесам средневековья и Возрождения, особенно эффективная в исполнении египтян, с их «чудесным» плюсом. Изучите гончарное дело и письменность и начните строить Александрийскую библиотеку в столице. В это время изучите календарь и философию. Второй город, который к тому времени обязательно должен быть основан, пусть нацелится на Оракула или Стоунхендж. К моменту, когда библиотека построится, у вас будет открыт доступ к технологии «богословие». Наука эта средневековая, а на дворе у нас античность, изучать теологию еще чрезвычайно долго. Но с помощью чудо-библиотеки вы можете изучить одну технологию (любую) мгновенно.

Целенаправленно продвигайтесь к технологиям, открывающим нужные вам чудеса света.

Так у вас появляется возможность с большим отрывом от других игроков начать строить собор св. Софии и Анкгор-Ват. Дальше изобретите образование и проделайте тот же фокус с Фарфоровой башней или Оксфордским университетом вместо библиотеки. Изобретите таким образом акустику, и драгоценная Сикстинская капелла ваша. Более того, вы быстро прыгнете в Ренессанс, что позволит принимать незаменимые для культурной победы политики из ветки «свобода»: «гражданское общество», уменьшающее потребности специалистов в пище, «конституция», удваивающая культуру в городах с чудом света, и «свобода слова», уменьшающая цену политик.

Научная победа заключается в запуске космического корабля. Для нее требуется не только много городов с учеными, но и несколько промышленных мегаполисов, которые способны собрать детали корабля. Как можно скорее доберитесь до Нового времени, чтобы получить доступ к политикам из ветки «рационализм». «Секуляризм» дает +2 очка науки за каждого специалиста в городе (то есть не только ученого, но и торговца или артиста). «Свободомыслие» добавляет единицу науки за каждый торговый пост. Под вашим управлением уже огромная территория, большая часть которой застроена торговыми постами. Нет? Срочно исправлять! С получением доступа к рационализму срочно займитесь заброшенной до того времени культурой. Пусть высоколобые сотрудники НИИ хоть немного проветрятся и сходят в театр.

Ядерный взрыв. Красота требует жертв.

Для дипломатической победы нужно построить ООН или хотя бы дожить до его постройки и заключить союз с девятью городами-государствами. Такая победа доступна лишь очень богатой и сильной стране. Богатой, потому что самый простой способ наладить отношения с городами-государствами — банальная взятка. В правом деле заработка денег помогут много городов и торговых постов, а также частый золотой век.

Сила же нужна рассчитывающей на дипломатию империи еще больше. Иначе как защитить своих союзников от аннексии или, если та уже случилась, освободить их? К тому же множество заданий, за выполнение которых мелкие страны проникаются к вам расположением, решаются с помощью военной силы. Типичные миссии — защита от варваров или другой империи. Да, хотите мира — готовьтесь к войне! Помните? Так говорили римляне, а уж они в этих вопросах знали толк. Также города-государства часто просят уничтожить город-конкурент, а этого делать ни в коем случае не стоит.

Целесообразность расчета на военную победу сильно зависит от карты мира. Маленький мир из одного материка идеален для завоевания. А огромный мир с россыпью островов, наоборот, подталкивает игрока к более мирной стратегии. Холодный ветер с моря как ничто иное остудит завоевательский пыл, ведь армия, посаженная в транспорт, бессильна против боевых кораблей. Высокая скорость на море позволит быстро сконцентрировать флот в нужном месте и даже при значительном численном превосходстве наступающих уничтожить десант, а затем отступить под прикрытие береговых батарей в городах.

«Ирокезы не сдаются!» — ответил я этому коротышке.

С другой стороны, не забываем, что для победы путем завоевания нужно захватить лишь столицы всех оставшихся игроков, и, если стольный град находится на берегу моря, вам не нужно пробиваться к нему через все земли противника. Автор статьи один раз так выиграл не очень удачно складывавшуюся для него партию. Ведь захват столицы засчитывается, даже если ее тут же отбили обратно. Кроме того, вражескую столицу легко уничтожить с помощью двух ядерных ракет, подряд запущенных с корабля-носителя.

Это интересно: даже если противник захватил все столицы, кроме вашей, для победы вам достаточно захватить лишь его столицу.

Наиболее выгодное положение — когда с трех сторон вода, не придется воевать на несколько фронтов. Старайтесь, чтобы так до конца партии и оставалось, — не оставляйте в тылу живого игрока, даже если в его столице уже гордо реет ваш флаг и с какой-то там парой городов он вам вроде не опасен.

Из чудес приоритетны снижающие уровень несчастья, ведь вашей стране нужно «переварить» много захваченной территории. Пораньше изучите банковское дело для чуда «сокрытый дворец». Из политик в начале игры стоит выбирать «честь». Хоть завоевателям и предлагают ветку «автократия», это не лучший вариант. Тот же рационализм полезнее.