Ролевая игра по истории. Игра на уроках истории как активная форма обучения

11. Деловые игры на уроках истории

12. Ролевая игра на уроках истории

Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы.

Методисты выделяют два важных признака исторической игры : наличие прямой речи (диалогов) участников и воображаемая ситуация, будто бы имевшая место в прошлом или происходящая в настоящем.

Значение игры:

Развитие мышления, воображения и творческих способностей;

Развитие речи и памяти;

Освоение новых знаний и углубление уже имеющихся;

Расширение кругозора;

Развитие эмоциональной сферы;

Освоение общепринятых правил и норм;

Развитие коммуникативных способностей;

Развитие умения сотрудничать;

Развитие умения выслушивать чужую точку зрения;

Формирование умения публичных выступлений;

Дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями;

Дают возможность преодолеть застенчивость;

Такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Существуют различные классификации игр, по одной из которых игры делятся на деловые и ролевые .

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события (археолога, писателя, журналиста).

Существуют два вида деловой игры :

- игра-обсуждение , в процессе которой обсуждается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). Такая игра строится на учебном диалоге с большой долей импровизации;

- игра-исследование , которая также строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя» -ученика, который пишет письмо, очерк, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью или доклад о том или ином историческом событии.

Общие принципы организации деловой игры :

Работа организуется индивидуально, в парах или по группам 3-8 человек (помимо непосредственных участников в игре могут быть также задействованы инструктор, роль которого заключается в объяснении правил игры и её ожидаемых результатов; судьи, который контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; председателя-ведущего, который регулирует ход игры и подводит);

Определение её временного регламента;

Четкое понимание целей игры её участниками;

Обязательный анализ игры после ее завершения.

Урок-деловая игра включает в себя несколько этапов :

Подготовительный этап (определение темы, распределение ролей (например, если это деловая игра в форме судебного заседания, то ученики могут исполнять роли судьи, прокурора, адвоката, потерпевшего, подсудимого, свидетелей, журналистов и т.д.; поиск источников информации; сбор, анализ и систематизация необходимой информации; разработка сценария, проведение консультаций с учителем, подготовка к представлению результатов своей деятельности);

Вводный этап (акцентуация внимания школьников на актуальности и значимости темы, сообщение целей занятия);

Основной (представление учениками результатов своей деятельности; роль учителя – ведущий или наблюдатель);

Рефлексия (представление результатов (например, если это деловая игра в форме судебного заседания, то фотоотчет, журнальные статьи, карикатуры и т.д.); анализ и оценка результатов проделанной работы).

Примером деловой игры может быть урок-суд «Наполеон Бонапарт: личность в истории» (деловая игра с элементами ролевой игры), в которой ученики, примеряя на себя роли современников Наполеона Бонапарта и выражая своё мнение об этом человеке, в ходе судебного процесса пытаются выяснить его роль в мировой истории.

Ролевая игра основана на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого.

Участниками ролевой игры являются как ученики-актеры, которые представляют исторические сюжеты, воссоздают образы персонажей, так и ученики-зрители, которые, предварительно изучив дополнительную литературу, принимают участие в обсуждении итогов урока, оценивают создаваемые в игре образы.

Урок-ролевая игра включает в себя несколько этапов:

Подготовительный (написание сценария, распределение ролей, подготовка реквизита и костюмов, организация репетиций; для зрителей оглашается список дополнительной литературы и задания, над которыми необходимо подумать заранее. При подготовке к игре ученики-актеры должны внимательно изучить рекомендованную литературу, выбрать необходимый материал, изучить иллюстрации, обратив внимание на внешний облик людей, предметы обстановки и быта. Кроме того, они должны прочувствовать, что могло волновать данного человека, какие чувства мог испытывать представитель той эпохи. При составлении рассказа от имени данного героя ученики-актеры должны включить общеупотребительные слова и выражения того времени);

Вводный (на самом уроке учитель объясняет цели игры и формулирует задания на весь урок);

Основной (именно на этом этапе ученики как бы «проживают» ситуацию в её игровом воплощении, происходит развертывание игрового сюжета);

Оценочный этап (обсуждение и анализ урока; обсуждение степени соответствия игровой ситуация исторической реальности; анкетирование, которое может включать в себя вопросы «что я чувствовал», «что мне понравилось/не понравилось», «что я нового узнал», «чему мы научились», «оцени участников игры с точки зрения владения материалом, стилем общения», «появилось ли желание ещё больше узнать об эпохе» и т.д.)

Примером ролевой игры могут быть следующие игры:

Ролевая сюжетная игра «Чего хотел народ Франции?», в которой ученики, выступая в роли представителей духовенства, дворянства, купечества, крестьянства рассказывают о своем положении накануне французской революции;

Ролевая игра «Олимпийские игры в древней Греции», в которой ученики делятся на команды (примеряя на себя роли греческих судей, историков, картографов и т.д.) и выполняют задания (отметьте города на контурной карте, высчитайте, в каких Олимпийских играх Вы принимаете участие, если они проходят в…, ответьте на вопросы и т.д.).

Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры

Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свобод­ной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен ра­ботать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной лич­ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ­ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно.

Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.

Использование современных образовательных технологий

в образовательном процессе.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Существует множество педагогических технологий (это совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы), которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания.

Технология

Результат использования технологии

Развивающее обучение

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для общего образования

Проблемное обучение

Разноуровневое обучение

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями.

Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов.

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости

Развитие исследовательских навыков

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада и т.д.

Проектные методы обучения

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Технология «Дебаты»

Развитие навыков публичных выступлений

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.

Коллективная система обучения (КСО)

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала.

Информационно-коммуникационные технологии

Использование обучающих программ

Здоровьесберегающие технологии

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.

Система инновационной оценки «портфолио»

Получили инстумент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности в соответствии с предметным обучением


Вариативность использования образовательных технологий дает положительную динамику участия обучающихся школы в различных мероприятиях.

При безусловных достоинствах других развивающих методов особое внимание следует уделить интерактивным методам обучения, в основе которых лежит познавательная совместная деятельность учителя и учащегося. Методы группового взаимодействия принято назвать интерактивными. В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интреакции (в переводе с англ. означает «взаимодействие, воздействие»).

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения .
Задача современного учителя в настоящее время – не преподносить знания школьникам, а более практичная и приземленная – создать мотивацию и сформировать комплекс общеучебных умений учить самого себя .

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Основы технологии игровых форм обучения.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже целого раздела;

    в качестве урока или его части

(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    как технология внеклассной работы и др.

Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом (играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает». Важной особенностью игры является ее двуплановость:

    Играющий выполняет вполне реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

    Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обеспечивает развивающий характер игры..

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    коммуникативную: освоение диалектики общения;

    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

1) свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

2) творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности (« поле творчества»);

3) эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

4) наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит

    целеполагание,

    планирование,

    реализация цели,

    анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект..

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание)- область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игры могут быть самых разных видов :
  1. долговременные и кратковременные,
  2. деловые и ролевые
  3. сценарные (с расписанными ролями и инструкциями).
  4. такие виды исторических игр, как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространённой формой для выполнения домашнего задания. Конкурсы знатоков истории, ролевые театрализованные игры на уроке (на пример, тема «Культура Древней Греции 5-4 века до н.э.) или урок – викторина по теме « Древнее Двуречье и Передняя Азия» и другие вызывают особый интерес у пятиклассников.

Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Применяя игры, можно многого достичь. В ходе игр запоминаются не только даты, имена, названия местности, но и приобретается навык давать краткие, четкие ответы, закрепляются синхронные представления, лучше усваивается графический и иллюстративный материал учебника.

Средства обучения и способы мотивации.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
  • Работа с учебником.
  • Использование аппарата учебника.
  • Иллюстрации учебного пособия.
  • Исторические карты.
  • Учебные исторические картины.
  • Учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки.
  • Тексты художественных произведений.
  • Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.
Любая учебная деятельность школьника мотивирована. мотива, как потребность, побуждение, влечение. Важный показатель – быстрота включения учащихся в учебную работу, степень устойчивости их интереса к ней и настойчивости в решении учебных задач.
Мотив – направленность школьника на отдельные стороны учебной деятельности, связанная с внутренним отношением ученика к ней. 1
Виды мотивации:
  • Познавательные:
  1. Широкие мотивы (овладевание знаниями).
  2. Учебно-познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний).
  • Социальные:
  1. Широкие мотивы (долг, ответственность понимания социальной значимости учения).
  2. Позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение).
  3. Мотивы социального сотрудничества (ориентации на разные способы взаимодействия с другим человеком).
В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться.
Старший школьный возраст.
  1. Широкие познавательные мотивы – интерес к знаниям.
  2. Учебно-познавательный мотив – интерес к способам добывания знаний совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в школьных научных обществах, применение исследовательских методов анализа на уроке).
  3. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестереотипные способы их решения.
Мотивы общения:
  • Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
  • В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Игровые формы урока позволяют сделать повторение материала достаточно занимательным и эффективным.
Способы организации учебно-познавательной деятельности.
Тема игры: « Политические деятели второй половины XXвека»
Разбивка на команды, группы.
После предварительного самоопределения и формирования групп, который требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности и такие: жеребьевка, считалки, тестовых
заданий, ответы на вопросы.

Выберем вариант формирования групп: ответы на вопросы: по содержанию политического анекдота определить историческую эпоху и политического лидера, о котором идет речь в анекдоте.

Количество групп : не более 5: «Сталин», «Хрущев», «Брежнев», «Горбачев», «Ельцин».

Ведущий следит за равномерным распределением участников по группам.

Рефлексия участников игры : ведущий проверяет правильность распределения игроков по историческим эпохам, задействуя при этом всех участников игры.

Работа в группе:

Развитие игровой ситуации:

Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. В ходе работы внутри группы определяется лидер, который впоследствии будет представлять и защищать работу группы.

По истечении времени коллажи вывешиваются на стене, при этом каждый из коллажей имеет только заглавие эпохи.

Игровые элементы. Интерактивные стратегии (метод кругового взаимодействия) : 1. 1. Участники других групп должны попытаться определить проблему, о которой идет речь в проекте. При возникновении трудностей, ведущий дает слово представителю группы, который называет проблему, отраженную в проекте. Каждая группа в двух-трех предложениях характеризует каждый из проектов. В заключении дается слово представителю группы, который раскрывает публично линию стратегии своей группы.


Рефлексия: Коллективный анализ работы каждой их групп. Рефлексия- определить лучший (по мнению каждой из групп) «Политический коллаж». Критерием оценки рефлексивного обсуждения является умение:


  1. Создание образного представления о исторической эпохе..
  2. Получение конкретных знаний через личное ощущение.
5. Умение ориентироваться в исторических знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт.
6. Отбор нужной информации.
7. Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
8 . Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
9 . Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Заключение
Технология игровых форм обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителям-предметникам.
У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

Технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов. Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила подготовки таких уроков, описанные ранее, учитель способен воспроизвести и их. Тем более что творческие сюжетно-ролевые игры не просто копия сделанной работы одного учителя другим, они являются проявлением свободной деятельности любого учителя, школьников, их свободной фантазией.


Любой учитель может с помощью своих помощников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Рекомендации преподавателю:

В ходе игры не следует злоупотреблять выделением соревновательных моментов, необходимо осторожно подходить к выявлению победителей и проигравших, в большинстве случаев рационально отказаться от состязательности;

Необязательна предварительная подготовка к игре, заучивание определенных ролей;

Игра должна вызвать интерес;.

Игра должна выполнять определенные образовательные задачи (преподавателю следует ставить перед организацией игры вопрос о том, что нового приобретут участники в результате занятия и как это соотносится с целями образования).

Что стоит запомнить при организации игры в процессе обучения:

Всякая игра есть прежде всего свободная деятельность, любая игра по приказу или навязанная превращается в имитацию игры, свобода является ключевым признаком игры;

Игра удовлетворяет идеалы коммуникации и общежития;

Игра должна вестись по заранее выработанным правилам, любой отход от них разрушает саму игру.


Список использованной литературы.
  1. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
  2. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М.Просвещение, 1990г.
  3. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб.пособие для вузов/ Н.АП.Морева.-М.Просвещение, 2006.

    Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания.- М.:ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2008.

    Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.- М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС», 2007.

  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
  5. Завгородняя О.Д. «Нестандартность: ее пути, обретения и ловушки» М. – 1987г.
  6. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр/ авт.-сост. В.В.Гордеева.- Волгоград: Учитель, 2007.

1 Маркова А.К. и другие «Формирование мотивации учения». М.Просвещение 1990г., стр. 9

Истории ... технологий на уроках ... На уроках я применяю игровые ...

  • Работы государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №152

    Документ

    В.В. Повторительно-обобщающий урок «Вклад древних эллинов в мировую культуру» Использование игровых технологий на уроке истории . Урок -игра . 10.03 Челебова...

  • Организация исследовательской деятельности школьников на основе проектных технологий

    Документ

    Педагогической практике имеет использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории и обществознания . В сфере... на уроках и во внеклассной работе обязательно использую игровые методы обучения: сюжетно-ролевые и деловые игры ...

  • Методическая система учителя истории и обществознания Ардашевой О. С. Активные формы и методы обучения как средство социализации личности школьника

    Документ

    Социализации учащихся на уроках истории и обществознания лежат... на технологию проблемного обучения, которая применима на ... ролевые игры (... игра . Это могут быть как игровые ... урок : например, игра «Суд над смертной казнью» (9 класс), деловая игра ... использование ...

  • Ролевые игры на уроках истории, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох

    МАКАРОВА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА,

    УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ МБОУ «СШ № 15»

    Актуальность

    Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Дети стали просто потреблять получаемую информацию, не вдумываясь и не делая правильные выводы. Современная школа перенасыщена интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А ведь игра очень гармонично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

    ЦЕЛЬ

    Выявление особенностей применения ролевой игры, как средство приобщения учащихся к культуре разных исторических эпох.

    • Изложить теоретические подходы к игровой деятельности в обучении;
    • Отразить возможности ролевых игр;
    • Применение ролевых игр на уроках истории.

    Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

    Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

    Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

    Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностям общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.

    Игра на уроках истории – это форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к исторической действительности.

    Структура ролево-игровых проектов:

    — конструирование игровой ситуации;

    — исполнение определенных ролей;

    — результат (до конца игры он неизвестен).

    Принято выделять несколько подвидов ролевых игр:

    — Театрализованные представления;

    — Театрализованные игры;

    — Проблемно-дискуссионные игры.

    Участники игры:

    Учитель – ведущий, судья, инструктор, тренер.

    Ученики – актеры, зрители, эксперты.

    Ролевая игра-это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История —специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли. Ролевая игра на уроке- не что иное, как «создание нереальных ситуаций» (Годер).

    Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

    • Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. Примеры. Урок «Древневавилонское царство». Ученик–Хаммурапи – оценивает ситуации с позиций своих законов. Урок повторения «Древний Египет». Жюри–жрецы оценивают деятельность групп воинов, земледельцев, писцов т др.
    • Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Урок «Жизнь феодалов». Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Занимались ли обманом на турнирах? Ч то получал победитель?
    • Путешествие – проверка картографических навыков. Урок «Ярмарка в Шампани». Торговцы из разных стран показывают на карте свой путь в Шампань, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях.
    • Исторический документ. Узнай автора. О каком событии идет речь? Например, «Когда повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо, если не убить его.» (Древляне о князе Игоре).
    • Рассказ-защита (герб, город, памятник культуры и др.).
    • Текст с ошибками или пропусками. Такие тексты составляются так, чтобы можно было легко определить, о каком именно событии идет речь. Ошибки здесь могут быть в значимых явлениях, хорошо известных, а так же неточности, касающиеся мелких фактов. Это задание проверяет не только память, но и внимание. Использую тексты из книги И. А.Федорчук «Интеллектуальные игры для школьников. История». Если не все ошибки будут найдены, наиболее сильный ученик в роли персонажа эпохи, может обратиться к обучающимся с вопросами, пожеланиями.
    • Кроссворды, загадки-рифмовки, кричалки и т.д.

    В результате применения ролевых игр на уроках истории повышается мотивация учащихся к изучению предмета; в процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации; она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было.

    Ролевые игры можно использовать и при проведении интегрированных уроков, в частности историко-географические, историко-литературные, историко-иностранные, историко-художественные.

    «Идеальное управление — когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам».

    «Идеальная дидактика — это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет — он будет читать при свечах».


    (Кузьмичева Ольга Геннадьевна,

    учитель истории МОУ Покров-Рогульской СОШ)
    В школе особенное место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активную роль в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием: ролевые, деловые, игры – путешествия, игра – соревнование, игра – викторина, урок – аукцион, мини-олимпиада, урок – игра «Клуб знатоков».

    Для игровых форм урока характерно:

    Моделирование определенных видов практической деятельности;

    Моделирование условий, в которых протекает деятельность;

    Наличие ролей, их распределение между участниками игры;

    Различие ролевых целей между участниками игры;

    Взаимодействие участников, выполняющие те или иные роли;

    Наличие общей цели у всего игрового коллектива.

    Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников


    Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в собственном развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а потом - человеческие взаимоотношения, нормы и правила публичного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их энтузиазм, воображение и мышление, упражняют в руководстве желаний и настроений. Уроки с игровой основой способствуют повышению интереса учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать даты и понятия, учиться находить и принимать решения, развивать способности, учиться состязательности, умению общаться, установлению контактов, создавать положительную эмоциональную среду, использовать учебные знания на практике.

    Игра лишь снаружи кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно просит, чтоб играющий отдал ей максимум собственной энергии, разума, выдержки, самостоятельности. Увлекательная игра увеличивает умственную активность. Но это не означает, что занятия обязаны проводиться лишь в форме игры. Игра - это лишь один из способов, и она дает отличные результаты лишь в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети обучаются использовать свои знания и умения на практике, воспользоваться ими в различных условиях. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого.

    Игровая разработка строиться, как целостное образование, обхватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс, усваивать ряд учебных частей. В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошедшего, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем либо другим принципиальным событиям. Во время игры моделируется определенная ситуация прошедшего либо реального, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Принципиально сделать во время такого занятия у школьников игровое состояние - специфическое эмоциональное отношение к исторической реальности. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа. Через понимание мыслей, чувств и поступков собственных героев школьники моделируют историческую действительность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно важными, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эру. Эта тяжелая задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое основное, заставляет овладевать целым комплексом принципиальных умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию.

    Игры классифицируют по разным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры. Выделяют несколько видов игр: - интерактивные игры с опосредованным действием на ученика - ребусы, кроссворды; - интерактивные игры с непосредственным действием на ученика сюжетно ролевые игры.

    Рассмот рим подробную классификацию игр:
    1. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эры по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника либо потомка, исследующего исторические действия (археолога, писателя, журналиста). При этом очевидно прослеживается два подвида таковой игры. Один из них - игра-дискуссия, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Таковая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
    2.Игра-исследование , она строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошедшее, но, в различие от предшествующей формы, строится на личных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том либо ином историческом событии.
    3.Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошедшем, каждый ученик получает роль представителя определенной публичной группы либо даже исторической личности. Основным признаком игры такового типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики. Школьник для таковой игры, как правило, выдумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение собственного «героя», и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний вид. При этом он обязан иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взорах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. Ретроспективные игры можно поделить на роле-вые и неролевые. Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошедшего. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра. Театрализованное представление имеет верно обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает разные виды и картины прошедшего. Все атрибуты театральной постановки, включая декорации, костюмы актеров, обязаны иметь место. Смысл таковой игры для школьников заключается не лишь в воспроизведении прошедших эпох, но и в последующем обсуждении этих сцен всем классом. Дети распознают время и место исторического явления и его участников - представителей определенных социальных слоев по действиям героев представления. В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Основным её различием является крупная доля импровизации участников игры. Но в данной игре театрализованное действие все же приближено к той эре, которая изучается. Модернизация прошедшего тут не допускается.
    Игра на уроке - дело серьезное . Методически правильно организованная игра просит много времени для подготовки, наибольшей активности учеников в деятельности не лишь на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ролях:

    Инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий;

    Судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят;

    Тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию;

    Председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь её ход, держит в собственных руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с настоящей обстановкой.

    По мере того, как исторические игры становятся более либо менее неизменным занятием ребят, учитель постпенно как бы отходит на второй план. Но в начале он и как высший арбитр и судья во время возникающих споров и непременно активный рядовой участник игр.

    Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, специалисты. Актеры принимают роль в сценах, проговаривают тексты ролей. Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания и принимают роль в обсуждении. Специалисты анализируют игру и каждого участника в отдельности, сравнивают моделируемую ситуацию с настоящей. Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые деяния в согласовании с целью игры, её сюжетной линией и содержанием роли. Актеры взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию. Основная их задача - достоверно и эмоционально передать содержание изображаемого ими вида. Часто они сопереживают своему герою. Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, хохотом. В процессе разыгрывания ситуации зрители определяют свою позицию по отношению к героям игры, соотносят увиденные виды со своей системой ценностей, «вживаются» в игровой кон-текст и мысленно создают свой собственный план игры, ставят себя на место актеров. Специалисты оценивают создаваемые в игре виды - содержание роли, её уверительность, достоверность, артистические способности исполнителей. В задачу экспертов входит совсем сложная задача - проанализировать и сам процесс игры, её результативность, поэтому по ходу они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они выступают с плодами, отмечают более и наименее удачные моменты, выступления, высказывания, выставляют оценки участникам. При анализе игры специалисты обращают внимание на игровое поведение персонажей, адекватность реакции зрителей, анализ деятельности ведущего, увлекательность и занимательность всего хода игры.
    Существует несколько этапов исторической игры.
    Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период дискуссируются общий план и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж участников, подготавливаются нужные для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает нужную дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и личные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.
    Второй этап уже происходит на самом уроке. Он именуется вводным, конкретно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и способности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок. Конкретно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой. Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы «проживают» ситуацию в её игровом воплощении, действуют по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые деяния, осуществляет опосредствованное управление действиями участников, то есть регулирует ход занятия. При необходимости корректирует и выступления актеров, вовлекает большее число школьников в игру, коротко резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им собственного представления. Наибольшее внимание учитель на этом этапе обязан обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрителей, то есть на весь класс.
    На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, дискуссируются сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической действительности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, слушает экспертную группу. Не считая того, можно провести блиц-интервью и маленькое анкетирование для выяснения результатов игры.
    Для пятиклассников история является новым учебным предметом, поэтому главная задача учителя – заинтересовать учащихся этой наукой, поддерживать стремление к ее изучению. Эффективно решать эту задачу поможет организация игровых ситуаций, театрализации, ситуации интриги и сюрприза, ситуации выбора. В методическом арсенале каждого учителя есть разнообразные исторические игры: ролевые и деловые, индивидуальные и групповые. То же можно сказать и о театрализации: в дидактических сборниках содержится множество сценариев и фрагментов уроков, драматизирующих события истории древнего мира.

    Вот некоторые из примеров таких ситуаций, используемые в моей практике:

    Демонстрация учащимся «загадочного свертка», «таинственной шкатулки», «посылки из прошлого» и т.п. с прилагающейся запиской «Открыть после изучения темы…»; содержимым свертка может быть вещь, репродукция картины, исторический документ по изученной теме.

    Демонстрация учащимся предмета (изделия, репродукции картины, исторического документа, ребуса), имеющего непосредственное отношение к теме урока, и выяснение причины появления на уроке этого предмета.

    Демонстрация учащимся видеоролика из документального или художественного фильма, прослушивание музыкального фрагмента с историческим содержанием.

    Примеры использования учителем ситуации выбора.

    Выбор учащимися плана изучения и способа изучения новой темы.

    Учитель предлагает несколько вопросов по теме урока и совместно с учащимися определяет порядок (нумерацию) изучения этих вопросов – составляет план изучения новой темы. Учащиеся имеют право добавить в план свой вопрос. Приступая к изучению того или иного вопроса, учитель каждый раз советуется с учащимися, как именно они желают узнать об этом. Учащиеся могут выбрать рассказ учителя, могут прочитать самостоятельно, могут совместно вслух прочитать и обсудить, имеют право предложить другой способ выполнения.

    Выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта.

    Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученным темам:

    Объяснить данные термины, даты, персоналии или заменить определения и описания нужными терминами, датами, персоналиями;

    Ответить на вопрос «лаконично» или «красноречиво»;

    Разгадать исторический кроссворд или составить его самостоятельно.

    Выбор учащимися способа контроля знаний.

    В конце изучения каждого раздела курса истории учитель предлагает учащимся выполнить либо контрольную работу, либо творческую.

    Урок, где учитель вместе с учащимися осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению, с полным правом можно назвать личностно ориентированным.

    Пример использования игровых ситуаций на уроке в пятом классе.

    Тема урока: В древней Александрии Египетской

    Цели урока: 1. Создать условия для эмоционального восприятия

    достопримечательностей Александрии Египетской.

    2. Способствовать развитию познавательной активности учащихся; психических процессов: воссоздающего воображения, памяти, речи; исторического мышления; умения работать с планом и картой.

    3. Содействовать воспитанию интереса к эллинистическому периоду истории Греции, ценностного отношения к культуре древности.

    Методический инструментарий: личностно ориентированные ситуации интриги, выбора, решения исторической задачи, сюрприза; деловая игра.

    Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор с демонстрационным экраном, компьютерная презентация урока, файлы с плакатами: «о. Фарос», «Фаросский маяк», «Музейон», «муза», «Клио».

    Ход урока:

    I. Организация. Интрига темы.



    II. Актуализация субъектного опыта учащихся. Деловая игра «Покупаем путевки».

    III. Изучение новой темы. Ситуация выбора плана изучения и способа изучения темы.

    Решение исторических задач.



    УЧИТЕЛЬ

    УЧАЩИЕСЯ

    Для изучения достопримечательностей А.Е. предлагает вопросы:

    Местоположение - Фаросский маяк

    На улицах города - Музейон

    - ? (вопрос от учащихся)

    1. Предлагает учащимся определить, с какого пункта они хотели бы начать путешествие и почему это так важно для них.

    Располагает вопросы по порядку номеров.

    2. Предлагает учащимся определить, как они хотят узнать о достопримечательностях:

    Чтобы рассказал учитель

    Чтобы вместе прочитали и обсудили

    Кто-то из учащихся уже знает и может рассказать

    Могут предложить другой вариант

    3. Организует изучение новой темы по выбранному учащимися плану и способам, используя компьютерную презентацию.

    1. В ходе обсуждения определяют порядок изучения темы, аргументируют свой выбор.


    2. Выбирают способ перед началом изучения каждого вопроса.
    3. В ходе изучения темы решают исторические задачи:

    Почему автомобильные светильники называются «фары»?

    В чем главное отличие плана А.Е. от плана Афин?

    Почему Музейон в А.Е. и современные музеи имеют похожие названия?



    IV. Итог изучения новой темы. Ситуация сюрприза.

    V. Рефлексия.

    При изучении истории Древнего мира в 5 классе на уроке по теме «Афинский полис», учащиеся отвечали на вопросы «купцов», прибывших в Афинский порт Пирей из стран Востока. Учащиеся с удовольствием играли свои роли, инсценировали условия воображаемой ситуации, что эмоционально украсило урок, погрузило пятиклассников в эпоху Древней Греции. В 5 классе на уроках так же использую игры – соревнования. Педагогическая ценность и преимущество этой игровой формы перед другими видами дидактических игр очевидно, т.к.

    для такой игры характерны соревновательная борьба и сотрудничество;

    игра – соревнование позволяет учителю вводить в игру не просто занимательный материал, но и сложные вопросы учебной программы.

    Обобщающий урок «Древняя Греция» провожу в форме урока – олимпиады. К уроку была проведена предварительная подготовка: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, учитываются психологические особенности учащихся, их совместимость, команды выбирают капитанов, готовят эмблемы и приветствия соперникам. В подготовке заданий принимают участие консультанты, выбираются члены жюри (желающие). После окончания игры подводятся итоги.

    В 8 классе при обобщении темы « Культура России в первой половине XIX века» провожу урок – аукцион. «Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образцу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Сохранятся необходимые атрибуты аукциона: ведущий – спикер,

    «банкир» и деньги – « знайчики», участники аукциона: «бизнесмены» - учащиеся, разделенные на команды. Обязательны – гонг и молоток, ударом которого подтверждается продажа товара. В качества «товара» выступают вопросы, которые введены в лоты. Все вопросы разделены на три лота: открытый лот (спикер выставляет на продажу вопрос: « Назовите имя архитектора, автора Казанского собора»), полуоткрытый лот (указывается только тема), закрытый лот (продается вопрос без указания темы). Во время игры команды могут воспользоваться услугами банкира (взять деньги в кредит). После закрытия аукциона, спикер подводит итоги. Сводная таблица результатов позволяет учителю провести анализ усвоения темы.

    Урок - аукцион способствует освоению учащимися некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно – денежных отношений, поддерживает и развивает интерес к процессу обучения и учебному предмету, формируются имения и навыки работы в группе, развивают коммуникативные способности, процесс обучения максимально приближен к практической деятельности, во время игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

    При объяснении нового материала в 6 классе по теме «Раздробленность Руси» просматриваем фрагмент видеофильма «Владимиро – Суздальское княжество XII – XIII веках». Перед просмотром сюжета учащиеся получают задание ответить на вопросы, которые записаны на доске:

    Назовите город, который стал столицей Владимиро – Суздальского княжества?

    Что такое ополье?

    Что привлекало переселенцев с юга в северо – восточных землях?

    Назовите имена владимиро - суздальских князей XII – XIII веков?

    При объяснении нового материала можно включить в учебный процесс видеофильм в качестве закрепления материала изученной темы.


    В 6 классе после объяснения темы «Нашествие монголо – татар на Русь», учащиеся просматривают фрагмент видеофильма «Нашествие» и в качестве закрепления пройденного на уроке материала выполняют задание по контурной карте.

    В 7 классе при завершении изучения темы «Смута» можно провести игру «Выборы царя». Учащиеся должны представить себя участниками Земского собора, которому после смуты предстоит выбрать нового российского царя.

    Учащиеся делятся на группы поддержки кандидатов. Учитель готовит карточки с необходимой информацией для каждой группы. Разъясняются условия игры.

    На уроках повторения изученного материала использую видео- вопросы. В 8 классе на уроке повторения темы «Россия в первой половине XIX века: даты и портреты» учащиеся после просмотра небольшого сюжета из фильма «А.С.Пушкин и декабристы» отвечают на вопрос: « Какое стихотворение А.С.Пушкина посвящено декабристам? Назовите имена декабристов, с которыми поэт был знаком?».

    На уроках систематизации и контроля знаний в 5 классе по изученной теме использую такую форму работы как озвучивание фрагмента видеофильма. Просмотрев без звука двухминутный сюжет «Афинский порт Пирей» из видеофильма «Прогулка по Афинам», учащиеся составляют рассказ об увиденном.

    Учитывая психофизические особенности учащихся, после просмотра видеофильма, можно давать для выполнения альтернативные задания: - заполнить таблицу, схему, графическая основа которой дана на доске;

    Сделать иллюстрацию к просмотренному сюжету;

    Написать отзыв, рецензию на просмотренный сюжет;

    Составить план.

    Поскольку проведение уроков – игр требует много времени на подготовку, проводить их часто нет возможности, но провести такой урок хотя бы раз в четверть (в каждом классе) реально. В небольших классах возможно использование отдельных игровых моментов.