Ментальные карты для детей. Ментальная карта как способ визуализации мышления

Уважаемые дамы и господа, признайтесь честно, как вы обычно готовились к экзаменам? Варианты:

  • Зубрил, зубрил и еще раз зубрил
  • Делал конспекты или шпаргалки к ответам
  • Читал записи лекций, книги и статьи по нужной теме
  • Что-то читал в ночь перед экзаменом
  • Да ничего особо не делал – перед смертью не надышешься.

Нашли свой вариант? Если да, то вы свой учебный процесс организовывали не самым оптимальным способом 🙂 Оказывается, лучшим методом для понимания, запоминания и генерирования информации являются ментальные (или интеллектуальные) карты (mind map в английском варианте). Прежде чем ругаться на заумный термин, посмотрите. Вот она, ментальная карта, поясняющая идею ментальной карты 🙂

Отличие от привычной нам линейной подачи информации в виде текста или списков – в образах и многомерности. Здесь, как мы видим, понятия и идеи представляются разноцветными ветками (от которых отходят более мелкие веточки) и запоминающимися цветными картинками. Отдельные части информации оказываются связаны между собой, выстроены в определенную иерархию. В результате, ее легко проанализировать, понять и запомнить. И даже скреативить что-то новенькое.

Говорят, что замечательный психолог Лурия к экзаменам шпаргалки готовил. Но не простые, а в виде ментальных карт. А написав шпаргалку, сразу ее выкидывал. Потому что ему она уже больше не была нужна.

Понятно, что было бы здорово научить работе с ментальными картами ребенка. Представьте, насколько лучше он сможет усваивать материал в школе, а потом и в университете. Сделать это, как ни странно, не сложно. Ниже 5 простых способов приобщить детей к этому делу от Marjam Vaher (перевод Виктории Зинкевич).

1. Упростить учебу

Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

Историй о том, как дети из троечников переходят в разряд отличников, научившись использовать ментальные карты, очень много 🙂

2. Ставить цели и планировать неделю

Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими

Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких

Дошкольнику не совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

PS: На мой взгляд, ментальные карты — отличный способ для освоения новой информации, ее упорядочивания и осмысливания. Напоследок, великолепная mind map о том, как можно сосредоточиться в наше непростое время 🙂

Елена Татаурова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка»

Нижнетуринского городского округа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ДОУ

МАСТЕР-КЛАСС

Разработала: воспитатель Е. А. Татаурова

Уважаемые коллеги, из моего материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, свойства интеллект-карты, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения.

Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Использование интеллект-карт в ДОУ», буклеты, готовые интеллект-карты по временам года, для детей среднего дошкольного возраста и фотоотчет по созданию интеллект-карт с моими детками.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Полезные свойства интеллект-карт это – наглядность, привлекательность и запоминаемость.

Наглядность - обозначенная проблема с многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность - хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость состоит в том, что благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, интеллект-карта легко запоминается.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим

Мастер-класс

Общие требования к составлению любой интеллект – кар ты.

Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д.

Лист располагается горизонтально.

Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.

Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.

Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной те мы:

1 вариант:

Обозначается тема (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)

Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.

К каждому существительному подбираются слова-признаки.

2 вариант:

К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия.

Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, даёт огромные положительные результаты. Использование интеллект-карт позволяет осуществлять интеграцию областей.

Мы начали составлять интеллект – карты в средней группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям. В конце лета, ребята соорудили достаточно сложные интеллект – карты, такие как: круглый год, домашние животные.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Безусловно, мы планируем продолжать работу с детками в данном направлении.

Спасибо за внимание!


Публикации по теме:

Развиваем интеллект ребенка посредством обогащения словаря Обогащать словарный запас ребенка - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Играем в шашки – развиваем интеллект. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного.

Огромное количество гаджетов, обилие информации, постоянно развивающиеся технологии заставляют педагогов искать новые формы работы с детьми.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование вебинаров в работе с родителями (законными представителями) в ДОУ» Все родители хотят самого наилучшего для своего ребенка, но, к сожалению, далеко не все обладают необходимыми для этого психолого-педагогическими.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Турмасова Ирина Владимировна

старший воспитатель


Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта». Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. В дошкольном образовании составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.

Для начала, что такое ментальные карты.

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Елена Кудерова

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как

«карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.

Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Перед вами пример ментальной карты.

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберем понятие лес. Ребенку необходимо подумать, что находится в лесу: деревья -хвойные (сосна, ель) и лиственные (береза, тополь, дуб и др., животные - хищные (волк, лиса и др.); травоядные (заяц, белка, лось и др.); всеядные (медведь, птицы - перелетные (журавль, ласточка, грач и др.); зимующие (снегирь, синица, дятел и др., насекомые (бабочка, муравей, кузнечик и т. п., грибы съедобные (масленок. груздь, подберезовик, несъедобные (мухамор, поганка). Из понятий составляется ментальная карта - схема. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершении дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Итоги изучения дошкольной зрелости у наших воспитанников на начало учебного года показывали низкий уровень развития этих способностей.

Использование метода ментальных карт в моей работе позволило повысить уровень развития умения планировать свои действия на 6%.

Рассмотрим пример использования методики составления ментальных кар т.

Предположим, перед детьми поставлена задача - вырезать снежинку.

Прежде, чем приступить к работе, ребенку предлагается составить карту – схему (план) по которой он будет выполнять задание. Для этого ему необходимо выбрать материал, из которого можно вырезать снежинку, инструменты и способ вырезывания.

В начале знакомства с ментальной картой ребенок карту – схему может выполнить из заранее приготовленных педагогом картинок, стрелки можно нарисовать карандашом (фломастером).

В дальнейшем для составления карт ему потребуются только карандаши (фломастеры, ручки) и чистый лист бумаги.

Обратите внимание, при составлении карты - схемы ребенку предлагаются варианты используемых материалов, инструментов и ему необходимо сделать выбор.

Возможно, что выбор материала будет сделан не верно. Начав действовать по составленной карте – схеме ребенок поймет это, тогда ему придется корректировать свои действия.

Рассуждать будем так:

Нужно вырезать снежинку. Положу картинку снежинки по - середине листа.

Чтобы вырезать снежинку из материалов мне подойдет белая бумага, (белая - потому что снежинка белого цвета); из инструментов ножницы (ножницы – потому что бумагу удобней резать ножницами) и карандаш, чтобы нарисовать узор. Выберу способ вырезывания снежинки. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Имитационная игра.

В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Рефлексия.

В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: При формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер - класс Тема: «У игры свои секреты» Дата проведения: 13.04.2017 Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.