Игра летела ворона по синему. Ладушки - игры для старших детей

Игра «Съедобное-несъедобное»

Возраст детей: от 3 лет.

Один человек выбирается ведущим. Он называет какое-нибудь слово и бросает мяч по очереди всем игрокам. Если назван продукт, то мяч нужно поймать. Если слово обозначает несъедобный предмет, то мяч ловить нельзя. Игру можно усложнить, путая ребенка: «песочная шоколадка», «каменный апельсин», «вареный комарик» и пр.

Игра «Дети и медведь»

Эта игра похожа на предыдущую.

Считалкой определяется медведь. В углу площадки для него рисуется берлога. Желательно, чтобы вход в берлогу был загорожен скамейкой или бревном.

Медведь залезает в берлогу, а остальные игорки становятся на другой стороне площадки. Дети идут в лес, к берлоге медведя за грибами и ягодами. При этом они напевают дразнилку: «У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл».

После дразнилки, «медведь» просыпается, вылезает из берлоги и бежит за детьми. Тот, кого медведь поймает, сам становится медведем. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут медведями.

Игра «Кошки-мышки»

Количество игроков: 5 и больше.

Считалкой определяются кошка и мышка. Остальные игроки берутся за руки, образуя круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» находится внутри круга. Кошка пытается войти в круг, чтобы поймать «мышку», но игроки не пускают ее, закрывая перед ней вход. Если «кошка» забегает в круг, то игроки поднимают руки вверх, выпуская «мышку».

Игра продолжается до тех пор, пока «кошка» не поймает «мышку». При этом «кошка» становится в круг, «мышка» становится «кошкой», а «мышкой» выбирается новый игрок и игра продолжается.

Количество игроков: 2 и больше.

Считалкой определятся водящий, после этого необходимо нарисовать две черты на расстоянии 5-7 м.

Ведущий становится у одной черты, второй игрок у другой. Ведущий, стоя спиной ко второму игроку, говорит: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп». И резко оборачивается. Если ведущий заметил, как двигался второй игрок, то игрок возвращается на место. И игра начинается снова.

Игра продолжается до тех пор, пока второй игрок, незаметно доберется до ведущего. Игроки меняются ролями и игра продолжается.

Игры на свежем воздухе для детей от 5-ти до 8 лет

Игра «Летела корова»

Дети становятся в широкий круг, руки не смыкают. Левую руку каждый игрок свободно кладет поверх правой руки соседа.

Игра начинается. По очереди игроки говорят по одному слову из игры и левой рукой хлопают по правой руке соседа.

Слова в игре такие:

Летела корова по синему небу. Читала газету №…

Игрок называет любой номер (например, 10) и по очереди начинается счет до этого номера: 1, 2, 3, …10. Каждую цифру называет новый игрок, когда подходит последняя цифра, игрок следующий за говорящим, должен отдернуть руку. Если игрок, не успел отдернуть руку, то он проиграл. И игра начинается снова.

Игра очень нравится детям и позволяет быстро освоить счет.

Игра «Король любит»

Количество игроков: 4 и больше.

По считалке, или по желанию один игрок выбирается ведущим - он Король. Король стоит спиной к остальным игрокам и произносит одну из двух возможных фраз: «Король любит» или «Король не любит» и называется какой-нибудь цвет.

К примеру, ведущий говорит: «Король любит желтый цвет». Те игроки, у которых есть желтый цвет на одежде или обуви, спокойно проходят. Король ловит игроков, у которых нет желтого цвета.

Если же произнесена фраза «Король не любит желтый цвет», то, наоборот, спокойно проходят игроки у которых нет желтого цвета. А король ловит игроков, имеющих на себе желтый цвет.

Если у игрока небольшой рисунок желтого цвета, то можно его прикрыть ладошкой и спокойно пройти.

Как только король дотронется до какого-нибудь игрока, новый игрок становится королем и игра начинается заново.

Игра «Третий лишний»

Количество игроков: 8 и больше.

Считалкой определяются водящий и убегающий. Остальные дети становятся парами, образуя круг.

Убегающий считает до трех и убегает, а водящий старается его догнать. Убегающий может забежать в круг, встать впереди какой-нибудь пары и крикунть «Третий лишний». При этом третий человек становится убегающим и бежит от водящего. Если водящий осалит убегающего, то они меняются ролями.

Игра «Выше ножки от земли»

Количество игроков: 4 и больше.

Считалкой определяется водящий, он бегает за остальными игроками, пытаясь их осалить. Если игрок, запрыгнул на скамейку, бревнышко, т.е. его ноги не касаются земли, то его нельзя салить.

Если же водящий осалит игрока, то они меняются ролями.

Игра «Собачка»

Количество игроков: три.

Считалкой определяется человек, который будет «собачкой». Двое других детей становятся на расстоянии 7-10 м друг от друга и бросают мяч друг другу. Ребенок, которому выпала роль собачки, старается коснуться мяча. Как только он коснется мяча, то водящим становитя тот, кто последний бросил мяч.

Игра «Передай мяч»

Количество игроков: 4 и больше.

Эта игра похожа на игру в «Собачку», но в нее играет большее количество детей. Также считалкой определятся водящий. А все остальные игроки становятся в круг и передают мяч от одного человека другому. Водящий находится за пределами круга и старается коснуться мяча. Как только ему удается дотронуться до мяча, он становится в круг, а водящим становится тот, у кого в руках коснулись мяча.

Правила игры:

  1. Мяч не разрешается ронять. Тот, кто уронит мяч становится водящим.
  2. Мяч нужно передавать соседу, а не перебрасывать через игроков.
  3. Круг может быть маленьким, тогда мяч передают друг другу, а можно встать друг от друга подальше и перебрасывать мяч.

Развиваем речь, играя

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый).

"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

"Назови ласково"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета.

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например:

Красное - яблоко, кресло, платье.

Желтая - репа, краска, сумка.

Синий - василек, баклажан, карандаш.

"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

"Скажи наоборот"

Цель: расширение словаря антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Учитель-логопед Пахомова Светлана

Статья с сайта «Детский сад 2483»

http://www.ds2483.msk.ru/index.htm

Предварительный просмотр:

Игры – пятиминутки

Игры – пятиминутки

Телеграмма (письмо)

Играющие становятся в круг и берутся за руки. Один из них говорит: "Я передаю телеграмму Вите (называет имя того, кому передает)". Телеграмма передается незаметным пожатием руки соседа, который в свою очередь передает ее следующему таким же образом и так далее, пока не дойдет до получателя. Получатель должен сообщить о получении телеграммы.

Цель ведущего - заметить процесс передачи. Игрок, на котором замечен процесс передачи, - становиться ведущим. Право пересылки телеграммы переходит к бывшему ведущему.

Летел лебедь

Правила, я думаю напоминать не стоит, приведем только разные варианты считалочек:

Летел лебедь по синему небу, читал газету под номером …

Летела корова промолвила слово, какое слово сказала корова?

Летели дракончики, лопали пончики, сколько пончиков съели дракончики?

Салки с резинкой

Играющие образуют круг, держа внутри него резинку. Водящий стоит в середине и пытается кого-нибудь осалить. Осалить он может только по руке, держащей резинку, которую можно отпускать - чтобы тебя не осалили, но не всем сразу.

" Сантики - Фантики - Лимпомпо "

Играющие становятся в круг. Ведущий отходит и отворачивается. В это время остальные договариваются, кто будет главным. После этого ведущий встает в середину круга, а остальные, - прыгая и приговаривая "Сантики - Фантики - Лимпомпо" повторяют движения "главного". Цель ведущего - угадать "главного" (можно давать несколько попыток).

Игры "на знакомство"

Снежный ком

Играющие становятся в круг. Начинает один из игроков, называя своё имя, следующий называет имя предыдущего, потом своё и т. д. (1- Аня, 2- Аня, Маша, 3- Аня, Маша, Петя)

Ветер дует в сторону…

Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону… " (того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.

"Люди - к людям"

После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям " играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа "ухо - к плечу", "Правая нога - к левой руке" и т. п.). После произнесения ведущим фразы "Люди - к людям " играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего - найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

Молекула

Играющие хаотично движутся по одному, пока ведущий не скажет "По двое!" (трое или четверо). Играющие должны объединится в пары (тройки или четверки). Не успевшие - выбывают.

Клубочек

Играющие становятся в круг. Клубочек перебрасывается от одного играющего другому, сообщая своё имя и увлечение. После того как клубочек полностью размотается (не останется играющих без нитки) - клубочек сматывают, по средствам называния имени и увлечения того, от кого пришла нить клубочка. Тот от кого начал разматываться клубочек должен назвать имя и увлечение последнего, кому пришла нить. О правилах сматывания клубочка заранее сообщать нельзя.

Автографы.

Дайте каждому игроку карандаш и листок бумаги. Затем каждый человек начинает обходить других, стараясь выяснить кто есть кто. Обходя друг друга, игроки просят каждого назвать свое имя и фамилию. Побеждает игрок, первым собравший полный список имен с правильными подписями.

Зеркало

Играющие выстраиваются в колонну. Один из них назначается "зеркалом" и становится перед колонной. Его задача - объяснить без звуков и слов первому из колонны, кто находится за его спиной (как будто тот отражается в зеркале). Далее зеркалом становится тот, кто угадывал "отражение", а "отражение" в свою очередь становится на место угадывающего.

Съедобное – несъедобное (на знакомства)

Играющему кидают мяч с вопросом (например: У тебя есть брат?), он должен поймать его только в том случае, если это верно.

Расскажи о себе

Играющие разбиваются по парам и в течение определенного времени (около 30 сек.) рассказывают о себе своему напарнику. Затем по одному человеку из пары садятся лицом в круг, а за их спинами становятся напарники, которые за определенное время (около 15 сек.) должны рассказать от своего лица то, что они только что услышали от напарника. Потом напарники меняются местами.

Игры "на сплочение детей"

Дотронуться до одежды …цвета

Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.

Водяной

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.

Моргалки

Играет нечетное количество народа. Играющие образуют 2 круга: внешний - мальчики, внутренний - девочки. Каждая девочка должна стоять строго перед мальчиком. Мальчик, которому не хватило пары, становиться во внешний круг, девочки устремляют свои взоры на него. Чтобы найти себе пару - он подмигивает какой-нибудь девочке, увидев это она должна побежать к нему, а мальчик, стоящий сзади неё должен её вовремя поймать. Тот кто зазевался (проморгал) - вынужден искать себе пару.

Лавата

Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.

Носок-пятка (мини тренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

Игры "на выявление лидера"

Игры на выявление лидера помогают в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками. Учитель только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами. В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

  1. построиться по признаку (росту, цвету глаз, алфавиту имён и т. д.);
  2. молча, не договариваясь, встать определённое количество человек - лидеры буду всегда вставать;
  3. построить машину из участников, т. е. каждый человек должен быть какой-то частью машины;
  4. хором сказать одно слово (в качестве усложнения можно потребовать хором сказать одно слово не договариваясь);
  5. собрать экипаж, т. е. выбрать капитана, штурмана, старшего помощника и т. д., "зайцев", пассажиров;
  6. взявшись за руки, выстроить квадрат, круг, треугольник и т. д.

Предварительный просмотр:

Динамические Этюды

Эти упражнения стимулируют ребенка к правиль ному и естественному подража нию. При необходимости можно оказать индивидуальную помощь, если отдельные элементы движе ний у некоторых детей не получа ются. Нужно учить ребенка слы шать изменения силы, тембра, вы соты, улавливать нюансы эмоцио нальной окраски голоса. В этой работе активизируются не только собственно слуховые ощущения, но и зрительные, мышечные, резонаторные и тактильные.

В дальнейшей работе с динами ческими этюдами можно предло жить детям самим подобрать дви жения, сопровождающие стихо творный текст, окрасить его выра зительностью и эмоционально стью речи. Произнести текст так, как его могли бы прочесть груст ные, веселые, капризные или не довольные герои. На этапе обоб щения и закрепления материала возможно использование педаго гом текста со смысловыми ошиб ками. Например,«... весной год на чинается, все снегом покрывает ся». Будет интересно предложить детям подобрать новую рифму к строчке. Например, «весною про должается, и солнце улыбается».

Части суток

Утром солнышко встает, (руки поднимаются вверх и в стороны)

Деток завтракать зовет, (махи ла донями к себе)

Днем ребята занимаются, (ими тация письма на левой ладони пальцами правой руки)

Обедать собираются, (ладонью погладить живот)

Вечером играют, (хлопки)

Ужин ожидают, (ходьба на месте)

Ну, а ночью детвора (присесть и сложенные ладони приставить к наклоненной голове)

Спит до самого утра.

Времена года

В году четыре времени, (пока зать 4 пальца правой руки)

И все они дружны, (ладони обеих рук обхватывают друг друга)

Эти четыре времени (показать 4 пальца левой руки)

Ребята знать должны! (указатель ный палец приставить колбу)

Зимой год начинается,

Все снегом покрывается, (при сесть и одновременно развести руки в стороны)

Весною продолжается,

Листочки появляются, (руки со гнуты в локтях, пальцы

Соедине ны; немного поднять руки вверх)

Летом солнце греет,

А листья зеленеют, (руки вытя нуть вверх, слегка покачивать ладонями)

Осенью листва желтеет, (руки опустить вниз)

Ветер сорвет ее (качать из сто роны в сторону)

И по полям развеет.

А после осени опять (ходьба на месте)

Зима год будет продолжать.

Зима

На улице зима, (руки в стороны)

И стало холоднее, (обнять себя руками)

Теперь одежда нам (движение

указательным пальцем)

Нужна теплее.

Чьи варежки? (показать ладони)

Мои!

Чья шапочка? (ладони на голову)

Моя!

Чей шарфик? (ладони на шею)

Мой!

Пойдем гулять скорей с тобой.

(ходьба на месте)

Чтобы ножки не замерзли -

Мы потопаем, (топать ногами)

Чтобы ручки отогрелись -

Мы похлопаем, (хлопать руками)

А чтоб было веселее, (имитация

лепки снежков)

Мы снежки лепить начнем.

Будем весело играть, («кидать» снежки)

Хорошо зимой гулять! (руки в стороны)

Весна

Солнце засветило, (руки через се редину поднимаются вверх)

Сугробы растопило, (руки через середину опускаются вниз)

Теплую погоду

Принесла весна, (руки в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи ру ками)

И ёж (руки прижать к груди, го лову опустить)

С медведем (руки поднять вверх, чуть в стороны)

Знают: (указательный палец приставить колбу)

Пора им просыпаться, (потянуть ся посмотреть по сторонам)

Весною любоваться!

Лето

Летней жаркою порой

Пойдем на речку мы с тобой! (ходьба на месте)

Будем плавать, загорать, (имита ция плавания)

Землянику собирать, (имитация сбора ягод в ладонь)

Слушать, как поет соловей, (при ставить правую ладонь к правому уху)

Как журчит прозрачный ручей, (приставить левую ладонь к ле вому уху)

Наблюдать, как возле водицы (присесть на корточки)

Стрекоза со стрекозой резвится. (соединить в горизонтальном положении два кулака, развес ти в разные стороны указа тельный и средний пальцы ле вой и правой рук)

Предварительный просмотр:

«Пальчики»

Рассмотрите вместе ребенком его ладошки, пальчики. Расскажите, что они выполняют очень много сложной работы.

И познакомьтесь с ними.

«Деревья»

«Осенние листочки»

Покажите ребенку картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их. Рассмотрите листочки на деревьях, называя их: «Это лист клена, это лист березы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна). Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками». Можно надеть на пальчики ребенка маленькие резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена, березы, осины, дуба и зеленой иголочкой елки.

«Флажок»

«Сорока-белобока»

«Осы»

«Дружат наши дети…»

Попросите ребенка вспомнить и рассказать, для чего нужны руки. «Для того, чтобы все это делать, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу, какими.»

«Человечек»

«Птенчики в гнезде»

«Где твой пальчик?»

Где твой палец большой?

У меня за спиной!

Пальчики в кулачке, большой поднять вверх.

А где твой указательный?

Посмотри внимательней!

Поднять вверх указательный.

А где средний твой палец?

Вот какой он красавец!

Поднять вверх средний.

А где твой безымянный?

Вот, с кольцом оловянным!

Поднять вверх безымянный.

А мизинчик-малышка?

Вот он, младший братишка!

Поднять вверх мизинец.

«Стол»

«Ладушки»

Ладушки, ладушки! Где были?

У бабушки!

Производить хлопки в такт словам.

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку.

Четыре пальца хлопают по большому.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

У казательным пальцем кружить по ладошке другой руки.

Бабушка добренька.

Провести ладонями по щекам.

Попили, поели,

Четыре пальца хлопают по большому

Шу-у-у полетели,

Хлопать пальцами по основанию ладоней.

На головку сели,

Руки положить на макушку головы.

Сели, посидели,

Шу-у-у улетели.

Хлопать пальцами по основанию ладоней

«Прятки»

«Скачет зайчик…»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.

Указательным пальцем правой руки ударять по пальцам левой руки (от указательного до мизинца) и в обратном порядке (от мизинца до указательного).

Вниз скатился, повернулся

Указательным пальцем правой руки провести по указательному и большому пальцам левой руки, ударить по большому.

И опять назад вернулся.

Совершить обратное движение – от большого к указательному.

Снова с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Повторить все предыдущие движения.

«Солнце»

«Этот пальчик хочет спать…»

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Рыбки»

Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

«Этот пальчик…»

Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.

«Ёжик»

«По кругу»

«Зима»

Покажите ребенку «зимнюю» картинку с изображением играющих детей.

Раз, два, три, четыре, пять,

По очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак, начиная с большог.

Собираемся гулять.

Покажите растопыренные пальцы правой руки.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

Проведите указательным и средним пальцами правой руки по стол.

А Сережа на дорожке

Голубям бросает крошки.

Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Помашите кистями правой и левой руки.

«Зимняя прогулка»

Покажите ребенку картинку с изображением малыша в зимней одежде. Спросите, почему ребенок на картинке так тепло одет (потому, что зимой на улице холодно). «Я тебе расскажу, как мы с тобой собираемся на прогулку, и какие теплые вещи одеваем. Я буду читать стишок и загибать пальчики, когда начну их перечислять. Слушай внимательно и делай все вместе со мной».

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Загните мизинец левой руки указательным пальцем правой.

Я надену шапку,

Загните безымянный палец.

Я надену шарфик

Загните средний палец.

И еще платок.

Загните указательный палец.

А крошки-рукавички

На ручки натяну.

Загните большой палец.

«Раз, два»

Ладони лежат на столе.

«Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.

Сначала ладошки

Совсем как ледышки,

Растирать ладони все быстрее и быстрее

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня.

Вот, потрогайте меня.

Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.

«Очки»

«Гармошка»

«Перчатки»

Скоро будут холода.

Что же делать нам тогда?

Вот одной руке другая

Одеваться помогает.

Надевай пальто, большой,

Подушечками трех первых пальцев правой руки погладить большой палец левой от кончика до основания.

Братья следом, раз-два-три.

Приоделись, посмотри.

Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Зазевался лишь малыш.

Одевайся, что стоишь!

Дважды прогладить мизинчик.

Все теперь в порядке:

На руках перчатки.

Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.

Повторить те же слова и те же действия для другой руки

«Ледяная горка»

Меня хлопали лопатой,

Горизонтальные хлопки ладонями.

Меня сделали горбатой,

Тыльные стороны кистей рук выгнуты «горбом».

Меня били,

Пальцами одной руки ударять по ладони другой.

Колотили,

Кулаком одной руки ударять по ладони другой.

Ледяной водой облили,

Волнообразные движения пальцев и ладоней.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

Плавно провести ладонями по поверхности руки от локтя до пальцев, повторить на другой руке.

«Шарик»

«Посчитаем»

Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

«Стул»

«Пришла весна»

Покажите ребенку картинку – весенний пейзаж с небольшим количеством деталей, рассмотрите ее вместе. Выделите признаки весны – тает снег, бегут ручьи, прилетели перелетные птицы.

«Жук»

«Вертолеты»

Два пилота вертолета

Поставить кулачки на стол,

Приготовились к полету.

большие пальцы поднять вверх.

Я готов!

И я готов!

Отойдите от винтов.

Пошевелить большим пальцем левой руки, затем – правой.

Мы взлетаем выше, выше,

Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх;

Там, внизу, деревья, крыши,

Крутить пальцами все быстрее и быстрее.

И дороги, и поля –

Вся огромная земля.

По желанию ребенка можно побегать по комнате.

И туда, куда хотим,

Мы летим, летим, летим!

Мы заходим на посадку.

Рейс окончен. Все в порядке.

Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки; вновь поставить кулачки на стол.

«Лодка»

«Ручка»

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Пальцы прижать друг к другу, ладони

параллельно.

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Сжать пальцы в кулачок, потом разжать.

Вместе в горстку собирайтесь.

Собрать пальцы в щепотку.

Разбегитесь, распрямитесь,

Широко раздвинуть пальцы.

В кулачок теперь сожмитесь.

Сжать в кулачок.

Кулачок - на кулачок

Поставить кулачок на кулачок.

И ладошки на бочок.

Ладони ребром параллельно друг другу.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

Руки положить на стол ладошками вверх.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришел.

Ладони на ребро,

руки на стол ладошками вниз.

«Рыбка»

«Непоседа»

«Водичка»

Водичка, водичка,

Большой палец скользит по всем остальным

Умой мое личико.

Мягко провести ладонями по лицу.

Чтобы глазоньки блестели,

Сделать кольца большими и указательными пальцами обеих рук и поднести к глазам.

Чтобы щеченьки краснели,

Круговые движения подушечками пальцев по щекам.

Чтоб смеялся роток.

Сделать щелочку большим и указательным пальцами и провести ими по контуру губ.

Чтоб кусался зубок.

Щипкообразные движения пальцами обеих рук.

«Пароход»

«Улитка»

«Птичка»

«Баиньки, баиньки…»

Покажите ребенку картинку с изображением огорода. Рассмотрите, какие овощи на нем растут, назовите их. Скажите: «Знаешь, а если не поливать огород, то все овощи могут погибнуть. Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы поливать огород? (Лейка) я прочитаю тебе потешку, в которой огород поливает тот, кто больше всех на свете любит капусту – зайка, и покажу на пальчиках, как зайка поливал огород».


Играть могут от трех человек до бесконечности.

Все становятся в круг, и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна быть "поверх" ладони игрока справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева.

Летел ллебдь по синему небу

Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок):
Летел лебедь
По синему небу
Читал газету
Под номером...

Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое число. Дальше "хлопанье" продолжается, но называются цифры - Раз-Два-Три-Четыре-Пять и так далее, до нужного "ключевого". Игрок, называющий "ключевое" число, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа - отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится число.

Кстати, как оказалось, игра может быть неплохим подспорьем в вопросе обучения ребенка порядку счета ("Все играют - и мне хочется. Вот сейчас быстро все цифры запомню и со мной тоже будут играть").

Выпал постоянный снег. А я так не люблю зиму и холод. Надо вспомнить о теплом и солнечном. О радости. О лете. Поэтому расскажу, как я пять лет работала вожатой в летнем лагере.

Черная стрелка обходит циферблат.

Лечь в пять утра, а встать в семь — обычное дело. Остальное время ты заплетаешь косички, вытираешь носы, поешь, орешь, играешь на гитаре, выслушиваешь чужие беды и радости, оказываешь первую помощь, шьешь костюм лешего, сатанеешь от недосыпа, рожаешь гениальные сценарии, вырезаешь из бумаги цветы, утешаешь и уговариваешь. Ты учишь стирать носки всех независимо от возраста, потому что младшие отряды суют их под подушку, а старшие — брызгают «Аксом» и ставят в угол. Ты учишься совмещать в едином лице педагога, психолога, режиссера и медсестру. Ты постоянно хочешь спать. Ты постоянно хочешь покоя. Ты хочешь банально посидеть десять минут в туалете с книжкой. Чтобы никто не ломился в дверь с дикими воплями: «Ленсанна-а-а, а Витя Михе ногой в ухо дал!..»

Ты живешь, как на необитаемом острове. Новости становятся неважны. Гораздо важнее, почему Костя не засыпает по ночам, почему Настю обижают девочки, почему наш отряд на прошлом конкурсе занял последнее место. И куда девается туалетная бумага? Неужели они ее едят?

Хаги-зумба-зумба-зумба, хаги-зумба-зумба-зумба-хей.

А это мой обычный отряд, познакомьтесь.

Антон перед каждой зарядкой прятался под кроватью. Маша не пряталась, но ходила на зарядку исключительно в туфлях. Катя влюбилась в молодого физрука и каждый день делилась со мной сердечными страданиями. Аля, Анна и Арина втроем сидели в туалете, потому что боялись призраков. Саша в столовой прятал хлеб с маслом по карманам. Витя боялся пауков. Миха боялся Вити. Чудо-девочка Вика ходила за мной хвостиком и помогала рисовать отрядный уголок. Мальчик по фамилии Запарнюк больше всех меня запарил. У Тани был энурез, и ее приходилось будить несколько раз каждую ночь. Сергей убегал с территории лагеря, а его старшая сестра тайком привозила ему сигареты. Демид и Елисей не хотели ничего, кроме компьютера, которого не было. Суровый Илья просил включать на дискотеках «Раммштайн», а в ответ на отказ рыдал. У Вероники были родители-алкоголики, которые никогда ее не навещали и сплавляли в лагерь на три смены подряд. Лиза издевалась над Вероникой, которая никогда не улыбалась, и наливала ей воду в кроссовки. Савелий пообещал посадить меня в тюрьму за то, что я заставляю его строиться. Яша не слушался абсолютно никого и материл меня. «О, у тебя есть дети? Сколько?», спрашивали меня, и я машинально отвечала: «Двадцать пять».

О кикилисбамба. О саласалимба. О, я бананы ем. О, апельсины ем.

Саша сообщает:
— Я так соскучилась по своим двум кошкам, собаке, хомячку, попугайчикам, компьютеру и велосипеду!
Потом, подумав:
— Ну... и по родителям тоже, немножко.

Родители смотрели на нас с недоверием. Они отдавали кровиночек в руки педагогических недоучек. Родители не слушали, что не нужно оставлять детям дорогие телефоны, и оставляли детям дорогие телефоны. Телефоны разбивались. Лились гектолитры слез.

Родители смотрели на нас с недоверием. Родители спрашивали, сколько раз в день будут кормить детей. Шесть раз. Детей кормили шесть раз. Дети ничего не ели. Женя ел только макароны. Лиза ела только сосиски и макароны. Красную рыбу, котлеты и яблоки оба аккуратно уносили в помойку. Нас учили: если ребенка не за что похвалить, скажите родителям, что он хорошо кушает. Родителям Жени и Лизы приходилось врать.

Родители смотрели на нас с недоверием. Родители не понимали, что в лагере питание диетическое, особо подобранное, и не нужно нарушать его, пусть дети хоть три недели поедят паровых котлет. В выходные мама Лизы привозила вагоны чипсов. Ведь ребенок голодал. Еще родители привозили пять килограммов печенья, чай в пакетиках, вареные пельмени и кастрюлю борща. Родители прятались в кустах и впихивали в детей сухарики и чипсы. Назавтра лазарет пополнялся животными больными.

Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак.

Я списала — букву в букву — то, что каждый отряд написал в «Круге самых заветных желаний»:
5 отр. Солнце, брата, руже, касметика, милеонером быть, к маме, денег.
4 отр. Кошку, деньги, собаку, деньги, приставку, деньги, морскую свинку.
3 отр. Дискотеку, деньги, в бассейн, любовь, карьера, домой, деньги, деньги, не болеть.
2 отр. Сноуборд, жить, деньги, скейт, 1 000 000 000, купаться, 1 млн.
1 отр. Электрогитару, деньги, тепло, погулять, сдохнуть, скейт, вечный кайф, Жану Фрыске, лавэ.

Меня укусил гиппопотам. От страха я на дерево залез.

Пять лет я работала вожатой. И дети обожали «день наоборот». Вожатые были детьми, дети — взрослыми, мальчики могли ходить в юбках и краситься, девочки — таскать кепки и спортивные костюмы. Утром был ужин, вечером завтрак. Наверно, сейчас в стремлении оградить детей от гей-пропаганды день наоборот запрещен. Одна знакомая, которая ездила в прошлом году в лагерь, подтвердила: не было. «Предложила вожатым такую идею. Мне ответили, что в лагере цензура. Была в шоке, если честно».

Я червяк, червяк, червяк. Я ползу, ползу, ползу.

Полдник перед закрытием смены чуть не сорвался из-за солнечного затмения. Толпа детей, игнорируя наш зов, торчала перед корпусом, глядя на небо. «Елена Александровна, возьмите фантик, лучше видно, глаза не болят». Взяла. Пока смотрела, дети убежали на спортплощадку, повисели вниз головой на турнике и повалили футбольные ворота.

Яша не слушался абсолютно никого и материл меня. В родительский день приехал его отец. Поговорить не получилось. Не нашлась, что ответить на «Нучебля, мой хорошо себя вел? Да мне все равно, епта. Яков, возьми пакет, там чипсы».

У Тани был энурез, и ее приходилось будить несколько раз каждую ночь. Однажды мы забыли. Мы сидели ночью вожатской компанией после разноса на планерке, пили чай и пожирали арбуз. Арбуз включил в головах понятную логическую цепочку. Со скоростью света навестили Таню. Не успели. Ей повезло разве что с новыми соседками. В первой палате девочки травили «мерзкую зассыху». Мерзкая зассыха еще и заикалась. Ее бил отец.

В первом отряде трое парней и двадцать девочек. Трое — зато какие! Один играл на баяне, второй — на балалайке. Каждый вечер с четвертого этажа доносилась мелодия песни «Черный бумер» или похоронный марш на балалайке и баяне.

Ане 14 лет, и она не читала «Муху-Цокотуху», «Доктора Айболита», «Трех толстяков» и «Алису в стране чудес». Зато Аня знает, что такое IK-порт и Bluetooth. А я — нет.

Ленке 13 лет, она глядит на меня, улыбаясь, с фотографии. Костюмчик из пакетов из-под сока и фантиков. На плече пляшет тень от ветки. Сейчас ей 20, и я нашла ее в соцсети. На стене цитата из песни: «Суки, залечите мои раны своими сладкими губами», на аватарке — изгиб полуголого тела, зеркалка, губы уточкой.

Паше 12 лет, и он наотрез отказывается делать что угодно: петь, танцевать, играть зайца, кота, дерево, человека — все едино. «Что я буду как маленький?» И он не один. Мне было 20 лет, и я пела, танцевала, играла зайца, кота, дерево, человека — все едино. Еще два месяца, и я вернусь в реальный мир. Институт, работа, дом. Где я еще смогу это сделать? Что я буду как большая?

Летела ворона по синему небу.

А где же теплая солнечная радость? Где же лето?

Радость неуловима. Вот дети висят на тебе гроздьями, когда ты приезжаешь с выходного. Висят и в последний день, обещают писать, но ты знаешь — не напишут, и это нормально. Вот твой отряд занимает первое место, и тебя раздувает от гордости — мой! Молодцы!

А еще — тепло, тепло. Много солнца. Солнце прыгает на воде, под ногами мелькают мальки. Пахнет соснами, звонкими и сухими, красными, как морковка и кирпич. Снимок: хохот, щель между зубами, радость. Щелк: мы сидим на вечерней свечке и поем песенку, и два оглоеда, которые сегодня чуть не прибили друг друга подушками, притулились справа и слева, шмыгают носами и переглядываются — ну все, похоже, это мир. Щелк: костер, в небо вздымается, как лисий хвост, столб пепла, и летит прямо к звездам. Щелк: грибной танец, а впереди счастливый Пашка в костюме мухомора: Пашка болел, у него было расстройство координации движений, но ему дали главную роль в танце, и он сделал. Щелк: стрекозиные крылья, стрекот сверчков, горячее солнце над водой и медленные облака, оранжевые, словно марсианские пустоши.

Лето. Лагерь. Дети. Счастье.

На фото — одни из моих детей. 2008 год.

Возник разговор про игры с хлопками - то есть ладушки для детей постарше.
Если посмотреть - это прекрасные игры с самых разных сторон:
- тут и координация движений
- тут и синхронизация работы полушарий головного мозга
- и проработка ритма речи
- и просто память
- и артикуляция
- и развитие произвольности
- и внимание тренируется
да и просто это весело и забавно
А главное, для этой игры НИЧЕГО не нужно с собой иметь. То есть можно играть практически везде!

В этих играх важны не только движения, но и тексты, которые мы произносим. Можно приспособить любые считалочки или детские стихи. Но в моем детстве это были совершенно особенные тексты.
И вот я решила собрать, во что играем мы, во что еще можно играть

Играть можно вдвоем, тут возможны разные движения
-две ладони вместе
- ладонями попадаем в раскрытые ладони партнера
- удары ладонями наискосок
- один ставит руки ладонями вверх, второй хлопает сверху по ним
- одна рука повернута ладонью, вторая наоборот - накрывает ладонь партнера

Играть можно по кругу : правая ладонь поверх левой ладони соседа
Каждое слово - хлопок своей рукой поверх ладони соседа слева. Ну и на последнее слово руку надо было убрать, а предпоследний, соответственно, должен был прихлопнуть.

Но самое интересное - это те тексты, которые нужно было произносить:)

Начну с воспоминаний моего детства. Этой приговорке меня научила бабушка, а она ее знала с детства (если учесть, что в детстве бабушка жила в Китае - родители служили на КВЖД - то интересно, откуда все-таки корни)
***
Жили-были три японца
Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони
Жили-были три японки
Ципи, Ципи-Дрипи, Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Женился Як на Ципи,
Як-Цидрак на Ципи-Дрипи
Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони на Ципи-Дрипи-Тримпомпони
Родились у Яка с Ципи - Шах
Як-Цидрака с Ципи-Дрипи - Шах -Шадрах
У Як-Цидрак-Цидрак-Цитрони с Ципи-Дрипи-Тримпомпони -
Шах-Шадрах-Шадрах-Шетрони

я знаю несколько вариаций на эту тему. Например
жили были три японца:
Як, Як-Драк, Як-Драк-Дрони,
Вот они переженились:
Як на Цыпе, Як-Дран на Цыпе-Дрыпе, Як-Драк-Дрони на Цыпе-Дрыпе-Лимпомпони
Вот у них родились дети:
Шах, Шах-Шарах, Шах-Шарах-Шарони
Сидели на балконе, чай пили ложки били по японски говорили:
Чаби, Чаряби, Чаряби-Чаби-Чаби

есть вариант имен, и уже это не японцы а китайцы
Чан, Чан-чупан, Чан-чупан-чупони.

Ну, и конечно
***
Зуба-зуба-зуба-за (знаю вариант Дзюба)
Дони шведы, дони а
А чарли буба раз-два-три
А чарли буба,раз-два-три
Ка-ми, раз-два-три
Замри! Раз-два-три.

***
Эни-бени-рики-таки
буль-буль-буль каляки шмяки
дэус-дэус краснодэус
Бац!

***
Кони-кони-кони-кони,
Мы сидели на балконе,
Чай пили, блюдца били,
По турецки говорили,
Чабе-чалябе,
Чалябе-чаб-чабе.

***
Если ты получишь 5 -
мы пойдем с тобой гулять,
Если ты получишь тройку -
мы пойдем с тобой на стройку,
Если ты получишь 2 -
не пойдешь ты никуда,
Если ты получишь кол -
я впилю тебе укол.

А вот эти тексты только для игры по кругу
Летел лебедь
По синему небу,
Сломал крыло,
Сказал число.

есть вариация

Летела ворона
в голубых панталонах
Читала газету
Под номером...

Еще одна
Шла собака по роялю
И сказала цифру...

Слава поделился такой версией
Летели дракончики
Кушали пончики
Сколько пончиков
Съели дракончики?

А интернет подсказал мне версию вот такую
Улица Пушкина,
Дом Колотушкина,
Квартира номер...

И с буквами, а не с числами
Летела корова
Сказала слово
Какое слово
Сказала Корова?
(дальше говорится слово и его надо по буквам хлопать)
аналогично и крокодил

Шел крокодил
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:...

у нас Корова и Крокодил не пользовалась в детстве популярностью, потому что в процессе начинались споры, как писать то или иное слово:)

Из детства еще было такое

***
Черти в озере купались,
Черти попами толкались,
Черт чертенка толканул,
И чертенок утонул
Мама плачет, папа плачет,
А чертенок в речке скачет

а вот эту нам рассказала бабушка из Москвы:)
***
Жили-были дед да баба
Ели кашу с молоком
Рассердился дед на бабу
Трах по пузу кулаком!
Баба тоже не стерпела -
Кочергой его огрела.
Дед подумал, что пожар -
Съел штаны и убежал.

Вот эту приговорку я выучила не так давно, услышала ее в детском саду Славы (да, всего-то 7 лет прошло)
Овечка и речка
Протекала речка.
Через речку мостик.
На мосту овечка.
У овечки хвостик.

Это можно приговаривать не после каждого 4-стишия

Пересохла речка.
Поломался мостик
У бедной овечки
Оторвался хвостик.

А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

Мы наполним речку,
Мы починим мостик.
И бедной овечке
Присобачим хвостик.

А ну ка 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

И наконец, этот текст я принесла из походов, когда детей водила на заре туманной юности. Там было что-то еще, но я не помню. Славе и Алисе очень нравится:
Мама сшила мне штаны
Из березовой коры,
Чтобы попа не потела,
Не кусали комары.

А вы играете с подрощенными детьми в ладушки? А что при этом говорите? А дети сами играют?