Шаманские инструменты, практика использования. Базовый шаманизм Виды шаманов

Космос шамана

В былые дни, когда шаманы вместе с другими членами племени полагались на охотничьи навыки в добывании пищи для себя и своих близких, искусство выслеживания и ловли добычи называлось "путем следопыта". Охотнику надлежало знать места обитания добычи, ее привычки и особенности передвижения. Благодаря своему искусству он мог подкрасться к зверю достаточно близко, чтобы нанести смертельный удар.

Сегодня нам не нужно охотиться ради пропитания. Мясо продается в красивых упаковках, абсолютно лишенных малейших ассоциаций со смертью. Если у человека есть наличные деньги, счет в банке или кредитная карточка, ему остается лишь взять продукт с полки в супермаркете, положить его в тележку, оплатить покупку, а затем отвезти ее домой на автомобиле. Но путь следопыта попрежнему необходим для нас, если нашей "добычей" становится приобретение шаманских навыков - задача куда более сложная, чем охота на самых хитроумных зверей.

Пока волны цивилизации не захлестнули коренных американцев, они выслеживали свою добычу в течение нескольких часов, иногда даже дней, прежде чем найти наилучшее положение и успешно завершить охоту. Индеец тщательно выбирал в своем колчане стрелу, лучше всего подходившую для той или иной дичи. Каждая стрела изготавливалась с большой заботой и определенной целью, каждая была предназначена для быстрого и бесшумного поражения мишени.

Лук индейца был сделан из дерева, зрелого и закаленного временем, как и разум индейца. Поэтому лук, до некоторой степени, символизировал человеческий разум. Тетива, сплетенная из сухожилий, была натянута туго, как эмоции. Рука индейца олицетворяла дух, направляющий стрелу точно в цель. Колчан тоже готовился с любовью и умением; будучи вместилищем и защитной оболочкой для стрел охотника, он олицетворял его тело. Стрела символизировала жизненный путь, как результат свободного выбора и решений - актов воли и разума.

Таковы были духовные представления индейского шамана-охотника о луке, стрелах и колчане. Нам нужно помнить об этом снаряжении во время поисков и преследования "добычи", предназначенной для того, чтобы обогащать и лелеять нашу личную жизнь, осуществлять наши мечты и устремления и раскрывать наш внутренний потенциал.

Для охоты за личной силой - способностью выполнять шаманскую работу - нам необходимо знать наиболее благоприятные места, где ее можно обнаружить. Мы должны научиться распознавать ее и приближаться к ней таким образом, чтобы она не ускользнула прочь. Мы должны

понять, как удержать силу, когда она "поймана", и разумеется, шаман-охотник должен знать, как готовить свою добычу для еды - иными словами, как сделать шаманские способности частью нашей повседневной жизни и использовать силу во благо для себя и для других людей.

Если охотник хочет увидеть свою добычу, он должен сохранять молчание и неподвижность. Эти атрибуты жизненно необходимы и в поисках шаманской силы. В какой обстановке вы скорее всего обнаружите признаки этой силы? Ясно, что она едва ли сыщется в гуще человеческой деятельности. Если вы возьмете в лес радиоприемник или кассетный магнитофон и включите его на полную мощность, то трудно ожидать, что дикие звери сбегутся к вам со всех сторон. Поэтому для поисков силы нужно выбрать тихое место, где вас не будут отвлекать или беспокоить хотя бы в течение некоторого времени. В доме или квартире это может быть комната, изолированная от повседневных занятий других членов семьи, где ваше внимание не рассеивается на неожиданные просьбы или мелкие дела. Если это означает, что вам на полчаса придется отключить телефон, пусть будет так. Тихое место вне дома - это не общественный парк, где в погожий день можно встретить много отдыхающих, а уголок природы, расположенный вдали от нахоженных троп. Такие места со временем становятся нашими местами силы.

Место силы - это участок, источающий энергию, которая оказывает благотворное воздействие на человека или людей, находящихся на этом участке. Главные места силы издавна считались священными из-за мощного влияния на тех, кто ими пользовался. Личное место силы представляет собой энергетический "карман" в поле Земли, по вибрации совпадающий с вибрациями вашего энергетического поля и усиливающий их. Поэтому личное место силы выводит ваше осознание на более высокий уровень и проясняет разум, позволяя человеку ощутить прилив энергии и вдохновения.

Упражнение 6

УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОГО МЕСТА СИЛЫ Дома

Для выполнения любой шаманской работы вам понадобится место, где вы можете чувствовать себя спокойно и уютно, не отвлекаясь на посторонние мысли и занятия. Помните, что некоторые виды шаманской деятельности выходят за рамки времени и пространства, поэтому вам нужно найти место, где вы сможете полностью раскрепоститься. Обстановка и площадь помещения не имеют значения. Важен не физический участок, а пространство духа, поэтому если у вас есть свободная комната, мансарда, подвал или даже мастерская, этого будет вполне достаточно для шаманских занятий при условии, что вас не будут беспокоить. Если нет, то сойдет даже угол спальни или другое место, временно не используемое членами семьи. Вы превращаете его в личное место силы, просто переключаясь на шаманскую работу в начале занятия и возвращаясь к обычным делам после его окончания. Вскоре я объясню, как это делается.

Итак, найдите подходящий участок. Обустройте его, поставив сиденье и удобную плоскость для записей. Кроме того, на полу должно быть достаточно места, чтобы вы могли лечь на одеяло при выполнении некоторых занятий.

Вне дома

Отправьтесь в сад, парк, в лес и найдите подходящее место, где сможете расслабиться, не отвлекаясь на посторонние дела. Для этого идеально подходит небольшая поляна в лесу, но внешний вид не имеет решающего значения. Вы должны чувствовать себя непринужденно, составляя одно целое с окружающей обстановкой.

Если вы живете за городом, то выбор несложен: посетите любое из приглянувшихся вам мест и остановитесь там, где чувствуете себя лучше всего. Однако, если вы живете в большом городе, ваш выбор может быть ограничен парками или другими сохранившимися уголками природной среды. Избегайте людных мест. В большинстве городов есть просторные парки, где можно посидеть в одиночестве среди деревьев, устанавливая тесную связь с природой.

Не медлите и приступите к поискам своих двух мест силы прямо сейчас.

Теперь вернемся к нашему охотнику. Он должен учитывать время суток, когда появление добычи наиболее вероятно - скажем, на рассвете или на закате,- а также сезоны охоты на ту или иную дичь в течение года. То же самое относится и к поискам личной силы шамана.

Ваши чувства быстрее подстраиваются к тонким энергиям в те периоды дневного цикла, когда внешняя активность находится на низком уровне. Я предпочитаю для творческой и медитативной работы ранние утренние часы незадолго до рассвета и вскоре после восхода солнца. Больше всего я пишу от пяти до восьми утра. Сходным образом вечерние часы, когда сумерки знаменуют окончание внешней активности в природе и ваш трудовой день завершается, тоже потенциально удачное время для шаманских занятий. Здесь опять-таки важен личный выбор: самое лучшее время для вас наступает, когда вы испытываете наименьшее давление со стороны окружающего мира.

В годовом цикле потенциально благоприятные периоды для связи с невидимыми силами приходятся на восемь сезонных праздников древних народов Северного полушария. Эти сезонные пики подробно описаны в книге "Земная Медицина", но здесь я вкратце расскажу о них.

Весеннее равноденствие - 21 марта, когда продолжительность дня и ночи совпадала, было древним Праздником пробуждения. В это время из некогда "мертвой" земли начинают пробиваться ростки новой жизни.

Белтейн (начало мая) был Праздником ожидания, когда природные энергии поднимались и достигали расцвета. Это время разделенных чувств, объединения и гармонизации.

Летнее солнцестояние - 21 июня, самый длинный день в году, когда солнечная энергия достигает максимума, был древним Праздником достижения. Это время кульминации жизненных сил.

Ламмас (начало августа) был древним Праздником напоминания, когда природа делится с людьми первыми плодами своего урожая.

Осеннее равноденствие - 22 сентября, когда продолжительность дня и ночи снова уравнивалась, было древним Праздником благодарения. Его основной смысл - справедливое распределение урожая, осознание необходимости давать и получать что-то взамен.

Шемхейн (начало ноября) был древним Праздником поминовения, когда видимый и невидимый мир, сны и реальность смешивались друг с другом. Он служил напоминанием, что видимое и невидимое, свет и тьма равные партнеры в Колесе жизни.

Зимнее солнцестояние - 22 декабря, когда ночь длиннее всего в году, было древним Праздником возрождения. Он знаменовал возрождение света и напоминал о том, что свету всегда сопутствует тень, поэтому их нужно рассматривать как аспекты одного и того же явления.

И наконец, Имболх (начало февраля) был Праздником обновления, порой физического и духовного очищения, подготовки к предстоящим переменам в природе.

Тотемы, эмблемы, символы, шаманские орудия и принадлежности, а также путеводные карты, такие, как Шаманическое Колесо,- все это магические тропы, которые могут привести нас к желанной добыче: проявлениям шаманской силы. Определив ее местонахождение, мы приступаем к выслеживанию силы с целью ее улавливания и использования. Давайте рассмотрим принцип выслеживания применительно к шаманской силе.

Подкрадываясь к своей добыче, охотник старается быть незаметным, чтобы не испугать ее. Как он становится "невидимым"? С помощью обычной маскировки: он становится частью окружающей среды. Если вы хотите завладеть шаманской силой, то должны научиться существовать в среде силы, быть участником событий, а не посторонним наблюдателем. Позвольте снова напомнить: шаманизм есть путь к знанию через личный опыт. Чтобы узнать, вам нужно сделать. Это нечто гораздо большее, чем интеллектуальное упражнение.

Чтобы смешиваться со своим окружением, охотник должен приспосабливаться к переменам, происходящим вокруг него, а выслеживая добычу, он учитывает ее привычки и особенности, а также скорость ее передвижения. Поэтому мы тоже должны приспосабливать свои привычки и особенности, синхронизируя частоту своих энергетических вибраций с проявлениями силы. Для этого шаман бьет в бубен или в барабан. Ритмический звук временно изменяет частоту вибрации энергетического тела, позволяя нашему осознанию влиться в поток духовной энергии и раскрыть возможности восприятия на всех уровнях нашего бытия. Барабанный бой выводит осознание из Времени, перемещая его из области тоналя (сфера материального бытия, измеряемая течением времени) во вневременную область нагваля (потока всеобщего осознания в Жизненной Силе). Но точно так же он и выводит осознание из безвременья в поток Времени.

Слово "тональ" на языке ацтеков Центральной Америки означает физическое бытие и материальную реальность. Все обусловлено временем - то есть все проявляется в определенной форме лишь на некоторый период, на частицу времени. В тонале дух одушевляет, или наделяет жизнью, различные формы. Пока форма может поддерживать свое бытие, она живет, но когда поток энергии прерывается, то упорядоченное выражение Жизненной Силы в этой форме, в данном месте и времени прекращает свое существование. Индивидуальность существа, задуманного и воплощенного в эту форму жизни через одушевление Жизненной Силы, возвращается туда, откуда она пришла,- в нагваль. Дух не может умереть, иначе умрет Бог. Жизненная Сила и Закон передаются к нам прямо от Великого Духа; наша индивидуальность является частью Великого Духа и пользуется Законом и Жизненной Силой для своего материального выражения. Это есть Закон нашего бытия.

Слово "нагваль" также происходит из языка ацтеков и означает "скрытый" или "обманчивый". Оно обозначает реальность, скрытую за личиной вещества, - иными словами, нематериальную реальность. В нагвале индивидуальная сущность познает вечность, так как там не существует времени.

Итак, выслеживание цели привело нас к новому осознанию: это не обычный процесс охоты и ловли добычи, как если бы она была чем-то совершенно независимым от нас самих. Накапливая силу, мы сами изменяемся под ее воздействием. Позвольте вкратце повторить: чтобы "поймать" шаманскую силу, вам нужно оказаться в нужном месте, в нужное время, стать частью среды, где обитает сила, а затем двигаться вместе с нею.

В древние времена дерево было символом связи между временным и физическим, с одной стороны, и вечным и духовным - с другой. Римские завоеватели в древней Британии иногда называли кельтских друидов "пастырями деревьев", так как друиды часто разговаривали с деревьями и молились своим богам в священных рощах. Шаманы северных культур Британии, Европы и Скандинавии сравнивали Космос - целостность бытия - с живым деревом, развивающимся организмом, обладающим собственным разумом и осознанием. Поэтому в наших поисках шаманской силы нам нужно учитывать символику Космического Древа. Скандинавские шаманы называли его Древом Иггдрасиль. Иггдрасиль - старонорвежское название, означавшее "скакун Игга", а Игг - одно из имен Одина, скандинавского бога, называемого в мифологии "всеобщим отцом" или "отцом всего сущего". Скакун Одина был мифологическим существом, способным путешествовать в другие царства бытия. Поэтому Древо Иггдрасиль символизировало доступ к другим мирам - иным уровням реальности.

Космическое Древо включало несколько уровней бытия и осознания, которые часто назывались "мирами". Это ограниченные зоны, или уровни реальности. Их можно сопоставить с различными аспектами разума: нормальным бодрствующим сознанием, подсознанием, бессознательным и высшим состоянием осознания, которое можно назвать "сверхсознанием".

Хотя бывает необходимо подразделить разум таким образом, пытаясь понять его функции, важно помнить о том, что сам разум есть единое целое. Поэтому, работая с сознательным, подсознательным, бессознательным и сверхсознательным, мы в действительности имеем дело с аспектами одного разума. Космическое Древо иллюстрирует этот глобальный принцип.

Материальный мир явлений и бодрствующего сознания находился в середине и был представлен стволом Космического Древа. Над ним находилось высшее состояние осознания, символизируемое кроной дерева. Под ним располагалось нижнее царство подсознательного и бессознательного, представленное корнями дерева и почвой вокруг них. Вода, питающая почву бессознательного, поднималась из Колодца Вюрд, или Колодца Судьбы, где прошлые дела проходят через горнило Времени, воздействуя на настоящее и будущее.

У Космического Древа имелся не только вертикальный, но и горизонтальный план. Многомерная структура Космоса покоилась на основе, имеющей форму снежинки и в упрощенном виде представленной символом диагонального креста с вертикальной линией, пересекающей его центр.

Символ снежинки дополнял и акцентировал еще один древний символ креста, вписанного в круг. Этот двухмерный образ указывал на существование центральной оси, или веретена, добавляя понятия "верха" и низа" к четырем направлениям - влево, вправо, вперед и назад. Поэтому в физическом мире он означал: "Небо наверху, земля внизу, запад, восток, север и юг".

Понятия света и тьмы в древней северной традиции тоже приобрели весьма глубокое значение. Свет наверху был представлен Космическим Огнем, а тьма внизу - Космическим Льдом, который считался "уплотнением" темной энергии. Союз противоположных сил огня и льда, света и тьмы, ян и инь, мужского и женского божественного начал породил мир явлений "в середине всего сущего".

Шаман рассматривал все полярные силы во Вселенной как противоположные части одного целого. Поэтому, встречаясь с одной из этих сил, он не забывал о ее двойственной природе. День и ночь, к примеру, рассматривались не как отдельные феномены, но как разные выражения одного и того же явления. Вещество было "плотным" проявлением невидимого духа. Смерть рассматривалась не как прекращение жизни, но как один из ее аспектов: высвобождение из одной формы бытия и переход к другои.

Проявление в мире физической реальности также происходит в двух основных аспектах - вещественном и энергетическом,- которые равнозначны и взаимозаменяемы. Энергия содержалась в ткани Вселенной, из которой формировалось вещество, а вещество в конечном счете возвращалось к первичной энергии, из которой оно произошло. Таким образом, Вселенная в древности считалась сознающей, живой, органической и развивающейся Сущностью, которая, как и все остальное, подчинялась законам собственного бытия. Человечество и иные формы жизни рассматривались как часть этого великого целого.

В отличие от некоторых мифов о творении, Космос шамана не появился из ничего. Он был проявлением упорядоченной Вселенной, возникшей из первичной субстанции, находившейся в состоянии хаоса. В северной мифологии убийство гиганта Имира и последующее создание Космоса из его тела было аллегорией, сообщающей знание о том, что упорядоченная и развивающаяся Вселенная образовалась из живой субстанции. В ее основе лежала форма снежинки, а структура напоминала дерево с многоярусной кроной. Ствол, или центральная ось, соединял Средний Мир физической реальности с другими мирами. "Наверху" (Верхний Мир) обитали силы знания, просветления и творчества. Это была обитель богов, или более высокоразвитых существ. "Внизу" (Нижний Мир) располагалось царство формирования и зарождения, где обитали менее развитые стихийные духи.

Вертикальный ствол, тесно связанный с осознанием живых существ, определял дуализм света и тьмы в сознательной, подсознательной и неосознанной деятельности. Горизонтальный план был связан с энергией и показывал на разделение между экспансивной, электрической энергией Космического Огня и сжимающей, магнетической энергией Космического Льда.

Эти миры были разделены не столько временем и расстоянием, сколько частотой своих энергетических вибраций. Они перекрывались с материальным миром и окружали его, занимая то же самое пространство, но в иных измерениях. Таким образом, Космическое Древо воплощало суть многомерной Вселенной и служило символом внутреннего единства всех форм жизни на всех уровнях бытия.

Согласно шаманским традициям северных народов, Верхний, Средний и Нижний Миры включали девять царств бытия на Древе Иггдрасиль. У вершины вертикального столпа находилось небесное царство, иногда называемое Асгардом, где обитали божественные сущности. Под ним располагалось место просветления - царство разума, обитель мысли и место рождения идей. В центре пребывало царство материальных явлений, ограниченное рамками пространства-времени, обитель личности и повседневного осознания. Ниже находилось подземное царство, связанное с подсознательной деятельностью, где из мысленных схем формируются образы. Основание колонны было царством инерции, или местом потенциала. Иногда оно называлось Хель - от древнегерманского слова, означавшего "покрывать", - так как покрывало глубочайшие области бессознательного. Оно не обладало атрибутами, приписываемыми огненному аду (hell) из мифов более поздних религий.

На горизонтальном плане располагались другие аспекты бытия и восприятия, которые также составляли часть тайных знаний шаманов.

Рунические шаманы древних народов Северной Европы приобретали большую часть своих тайных знаний, пользуясь угловатыми символами (рунами), которые можно было без труда вырезать на дереве или высечь в камне. В противоположность современным убеждениям, основанным на выводах некоторых антропологов, руны были не просто тайным шифром, символы которого использовались в качестве замены букв обычного алфавита. Весьма вероятно, что большинство рунических шаманов не умело читать и писать на своем родном языке или на латыни, ставшей языком ученых людей под влиянием римской культуры. На самом деле руны символизировали различные схемы явлений и законы, управляющие движением потоков энергии. Руны были и остаются символами космического языка, действенного на всех уровнях бытия.



Двадцать четыре руны Старшего Футарка
и их фонетическое значение

В старейшем рунном алфавите, известном как Старший Футарк по сочетанию его первых шести символов "f-u-th-a-r-k", насчитывалось двадцать четыре руны. Они соответствуют двадцати четырем возможным путям между девятью царствами бытия на Древе Иггдрасиль. Поэтому руны могут служить руническому шаману "пропуском" для изучения внутреннего Космоса и путешествий в иные царства бытия внутри Великой Сети.

Шаманы Британии и Северной Европы хорошо понимали, что Космос существует на нескольких уровнях бытия, в широком смысле соответствующих различным аспектам разума. Эта концепция получила распространение среди коренных народов. Ее отражение можно видеть в определенных племенных артефактах, таких, как тотемные столбы индейцев Северной Америки и новозеландских маори или резные хрустальные жезлы, используемые некоторыми индейскими шаманами. На артефактах часто изображались три главных духа, расположенных друг над другом и поддерживаемых фигуркой животного у основания. На тотемном столбе верхняя фигура обычно имела крылья, подразумевающие способность совершать далекие путешествия. Фигуры символизировали аспекты человеческой личности, или основные уровни восприятия.

Хотя разделение человеческого разума на осознанный, неосознанный и бессознательный аспекты не было признано в современной психологии до конца XIX века, шаманы в течение многих столетий персонифицировали их как духов-покровителей. Шаманы-кахуна на Гавайях (некогда входивших в состав великого доисторического континента My, исчезнувшего в водах Тихого океана после экологической катастрофы, когда Земля переместилась на новую, несколько более удаленную от Солнца орбиту) уподобляли подсознание скрытому духу человека, который мог испытывать эмоции и безмолвно служил сознанию своего носителя.

Интуитивный творческий разум, действовавший на более высоком уровне осознания, считался областью высшего "я" - бессмертного и побуждавшего личность к духовным устремлениям и благородным поступкам.

Шаманы-кахуна рассматривали отдельные аспекты человеческой личности как единую команду. Их единство проявлялось разными способами, но, как члены спортивной команды, каждый из которых вносит свой вклад в игру и выполняет определенные функции, они стремились к достижению одной цели.

Американский психолог и историк религии, посвятивший большую часть своей жизни изучению гавайских магов-жрецов и написавший несколько книг о своих открытиях, называл личность, участвующую в сознательной повседневной жизни, или рассуждающий разум, средним "я" человека. На другом уровне находилось низшее "я", связанное с памятью, отчасти с деятельностью подсознательного разума и с бессознательным. Над рассуждающим разумом находилось высшее "я", действующее на уровне высочайших устремлений разума. Шаманы-кахуна считали эти "я" личными духами человека, чьи функции частично перекрывались.

Однако среди шаманов северной традиции существовало устное учение, признававшее роль четвертого "я" - инстинктивного осознания, контролирующего и поддерживающего физическое тело, ответственного за его защиту и выживание. Оно действовало на глубинном, неосознанном уровне и сравнивалось с духами животных из-за своего инстинктивного характера. Поскольку оно обычно исчезало со смертью человека, то рассматривалось отдельно от остальных духов.

Верховный шаман Серебряный Медведь объяснил мне, что эти четыре осознания разделены намерением. Каждое имеет свою особую функцию и свой вид ментальной силы, но представляет собой лишь один из аспектов целостной личности.

Космическое Древо и Шаманическое Колесо являются древними картами, предназначенными для странствий духа. Шаманы разных культур пользовались ими для познания себя и достижения иных уровней восприятия. Каждая методика действовала эффективно в своей культурной среде, но происходила от более ранней, универсальной доисторической системы. Указывая на существующие параллели и объединяя главные принципы в стройную и гармоничную систему в духе странствующих шаманов, я надеюсь не только приблизиться к первоначальной системе, но и открыть перед современным человеком ясный путь, ведущий в Космос шамана, обеспечив твердую основу для дальнейших исследований.

Странствующие шаманы, выходившие за рамки племенных обычаев, признавали, что нет одной группы, которая бы владела Истиной. Они путешествовали с места на место и от племени к племени в поисках знаний, исследовали новые возможности, вплетали изученное в ткань уже знакомого и делились своей мудростью.

Теперь давайте рассмотрим понятие разума, которое, поскольку разум неосязаем, весьма расплывчато. В словарях разум определяется как престол сознания, мыслей и эмоций. Ученые, философы и богословы не вполне сходятся в том, что же такое человеческий разум, но они знают, что разум не тождествен мозгу. Мозг - физический орган и центр ощущений в оболочке черепа; его можно рассматривать как биокомпьютер, используемый разумом. Физическую деятельность мозга можно определить и измерить, в отличие от разума, который неосязаем и бесконечен. Итак, мы еще не вполне понимаем, что такое разум, но знаем о его существовании.

Чтобы облегчить понимание разума, мы можем подразделить его деятельность на четыре функциональных уровня. Конечно же, на самом деле разум не разделен на отдельные участки по той простой причине, что он не имеет формы. Но для постижения абстрактного понятия нашему рассудку нужно за что-то ухватиться. В этом и заключается смысл классификации.

Наиболее знакомый нам аспект целостного разума называется сознательным разумом, так как мы постоянно пользуемся им в повседневной жизни. Сознательный разум - престол интеллекта, рассуждающая часть нашей личности, делающая выводы и определяющая дальнейшие действия. Мы пользуемся им для интерпретации и осмысления своих впечатлений о внешнем мире. Это наше эгоцентричное "я", или среднее "я", которое пользуется словами и вербальной речью.

Подсознательный разум действует в соответствии с инструкциями, заложенными в него сознательным разумом. Это твердые убеждения, взгляды и привычки, сформированные в раннем возрасте под воздействием общества и среды обитания. Все это хранится в подсознательном разуме вместе с воспоминаниями об осознанных событиях, поэтому его можно назвать служебным разумом. Я предпочитаю называть этот аспект разума скрытым "я", так как его деятельность в основном скрыта от нас; он общается с нами через образы, чувства и символы.

Бессознательный разум действует автоматически и непрерывно. С момента зачатия он способствует развитию, функционированию и восстановлению физического тела, сначала согласно инструкциям, зашифрованным в генетическом коде, а затем по указаниям подсознательного разума. Этот аспект я называю телесным "я", поскольку он действует на самом основном уровне человеческого тела. Его языком служат химические процессы и электрические импульсы.

Сверхсознательный разум - высший аспект целостного разума. Он обладает абсолютной ментальной силой. Это источник любого знания, которое вам может понадобиться и которое вы только можете себе представить. Сверхсознательный разум сообщает знание через внезапные вспышки озарения. Это источник вдохновения и творческих способностей, разум высшего "я". Его языком служит телепатия.

Четыре аспекта целостного разума соответствуют аспектам целостной личности и существуют одновременно.

Человеческое "я" - это аспект личности, который связан с выбором и принятием решений в повседневной жизни. Оно пользуется рассудком и анализом, сравнивает и классифицирует, выдвигает суждения и формирует мнения.

Царство скрытого "я" находится в подсознании, поэтому его деятельность протекает "под поверхностью", "под прикрытием". Оно складывается из взглядов и убеждений, по сути дела являясь слугой человеческого "я", реагируя на авторитетные суждения сверху. В детстве наше поведение формировалось в основном под воздействием родителей и наставников; в ранней юности - под воздействием культовых фигур и героев, служивших объектами почитания; в зрелом возрасте на смену им приходят божества, которым человеческое "я" решает посвятить свое время и энергию. Наше подсознательное "я" почти не обладает способностью рассуждать, но имеет обширную память. Оно усваивает физические навыки путем повторения и прислушивается к голосу "авторитета", так как обладает доверчивой натурой и врожденной готовностью повиноваться. Оно чувствует эмоции, поскольку их источник находится на подсознательном уровне.

Телесное "я" - это биологический разум тела, наш хранитель и защитник. Оно имеет животную природу и поэтому действует в соответствии с импульсами и инстинктами. Оно реагирует на страхи - или на гормоны, вырабатываемые эмоциями скрытого "я", - и в первую очередь связано с физическим выживанием.

Высшее "я" квалифицируется как наиболее высокоразвитый аспект человеческой личности. Оно опирается на вечные ценности. Иногда оно называется "душой" или "духом", хотя душу лучше рассматривать как свет индивидуальной сущности, а дух - как источник жизни. Высшее "я" имеет возможность обзора человеческой жизни, так как оно может видеть прошлое и ближайшее будущее наряду с настоящим. Мысленные схемы, сформированные в настоящем на основе прошлых действий, рассматриваются в процессе перехода в явленную форму. Услышанная молитва - пример ответа высшего "я", совершающего перемены в соответствии с мыслями и желаниями.

Шаманы-кахуна пользовались кодовым языком, с помощью которого древнее знание передавалось другим и содержалось в сохранности. Слова гавайского языка (одного из диалектов полинезийской группы, возможно, ближайшего к языку доисторического континента My) разбивались на отдельные корни и комбинации гласных и согласных, скрывавшие глубинный смысл. Мифы, легенды, фольклорные истории и священные писания различных культур тоже содержали поверхностный смысл для общего пользования и внутренний, скрытый смысл, передающий откровение глубинного знания тем, кто был способен принять его. Следует понимать, что скрытое таким образом знание не обязательно подразумевало тщательно охраняемый секрет для немногих избранных (хотя утаивание определенных знаний от тех, кто мог злоупотребить ими, было вполне оправданно). Трудность заключалась в том, что понимание некоторых вещей требовало от человека соответствующего уровня духовного развития.

Шаманы-кахуна называли человеческое "я" а-uhane или uhane, где au означало "дух" или "я", а hane - "речь" или "разговор". Поэтому a-uhane можно перевести как "дух, умеющий говорить". Скрытое, подсознательное "я" было известно как a-unihipili, где nihi означало "молодой", "скрытый" или "безмолвный", pili - "льнуть", "цепляться". Таким образом, a-unihipili было скрытым и безмолвным, простодушным "я", льнущим к a-uhane. Высшее "я" называлось aumakua, где makua означало "старший" или "родительский". Aumakua было "старшим" - то есть более зрелым аспектом человеческой личности, опекающим остальные. Другие шаманы называли его hokkshidah.

Высшее "я" существует в течение очень долгого времени. Оно обладает как мужскими, так и женскими атрибутами. Его связь с человеческим "я" похожа на отношения между ребенком и любящими родителями. Всем человеческим существам присущи рост и развитие осознания. Овладение богатством опыта и восприятия, настройка человеческого "я" на цели высшего "я" обеспечивает это развитие и усиливает свет сознания.

Когда неофиту древней мудрости предлагали "познать себя", это подразумевало нечто гораздо большее, чем понимание человеческого "я". Это означало потребность в постижении всех аспектов человечности и гармонизации отдельных "я" в сплоченное, работоспособное единство во исполнение истинной цели нашей жизни и оправдание инкарнации в данном месте и в данное время. Это составляет основу шаманизма и в наши дни.

Человеческое "я" пользуется словами для общения. Слова выражают энергию наших мыслей и идей, делая ее доступной другим людям. Скрытое "я" не пользуется словами, но общается через чувства и образы. Высшее "я" тоже пользуется образными и интуитивными побуждениями через вспышки вдохновения. Языком телесного "я" служат электрохимические импульсы. Образы, интуитивные чувства, вдохновенные идеи и электрохимические импульсы - все это формы энергии, используемые отдельными аспектами целостного разума. Все сущее тоже представляет собой формы энергии, организованные в постоянно изменяющихся сочетаниях. Поэтому язык образов и импульсов делает возможным общение с энергетическими системами других форм жизни - с другими разумами, или духами, обитающими на иных уровнях бытия. Все мы от природы наделены необходимым снаряжением для выполнения этой задачи. Однако в силу того, что мы не знаем, как им воспользоваться, или даже не подозреваем о его существовании, оно остается невостребованным. Шаманская сила дает нам возможность воспользоваться этим снаряжением.

Благодаря осознанию аспектов разума и царств восприятия странствующий шаман не только может изучать Космос и переходить от одного уровня реальности к другому, но также обладает значительно большей властью над своей личной жизнью в среднем мире физического бытия.

Если мы действительно хотим изменить мир к лучшему, то должны сначала измениться изнутри. Как это сделать? Индейские шаманы советуют не относиться к жизни слишком серьезно и почаще улыбаться, чтобы вызвать внутреннюю перемену. Согласно даосскому учению, секрет обретения душевной гармонии заключается во внутренней улыбке. Поэтому учитесь улыбаться! Вы будете хорошо себя чувствовать, но не только. Ведь улыбка обладает огромной силой. Она излучает благотворную энергию, которая называется энергией любви.

Энергия любви - это сила, благодаря которой все начало быть и от которой происходит все сущее. Стихии Огня, Воды, Воздуха и Земли берут начало в ней. Все творение в буквальном смысле было вызвано к жизни силой любви. Эту силу нельзя путать с половой энергией, хотя последняя и может быть ее позитивным выражением. В шаманском понимании любовь - безусловное разделение жизненного опыта, она способствует гармоничному росту и развитию всего, на что направлена. В человеке энергия любви пробуждает чувство радости и счастья как для дающего, так и для получающего, питая не только физическое тело, но и всю энергетическую систему. Поэтому когда вы улыбаетесь кому-то, он улыбается в ответ: это неосознанная реакция на теплые чувства и пожелание благополучия. В одно мгновение энергия любви передается от человека к человеку, и атмосфера неуловимо меняется.

В то время как многие относятся к заявлениям о экстраординарных явлениях со здоровой долей скептицизма, в некоторых культурах контакты со сверхъестественными силами принимаются на веру безусловно. С древнейших времён в племенном строе почитались люди, которые, как считалось, обладали способностью общаться с божествами и духами.

Называли их по разному: провидцами, целителями или лекарями, но самые известные из таких людей – шаманы, и обращались к ним при необходимости излечить от физического или эмоционального недуга, обеспечить себя питанием во времена голода, помочь найти оставленные где-либо или утерянные предметы, предсказать будущее, управлять погодой, вернуть обратно уходящие души больных и направлять души умерших.

Шаманы обычно стараются общаться с миром духов, находясь в трансе. Чтобы войти в это изменённое состояние сознания, они пользуются способами, похожими на применяемые в современных экспериментах по парапсихологии.

Они либо медитируют в тишине, либо сосредотачиваются на ритмичных звуках барабанного стука, пения или танца; они могут воздерживаться от приёма пищи или принимать вещества, вызывающие галлюцинации. Как только душа и тело вошли в транс, шаман получает возможность – часто в так называемом шаманском полёте – посетить мир духов. Там шаман получает сообщение, которое может прийти к нему в форме волшебной песни, молитвы или исполняемого ; часто это выражается в форме светоносного видения, раскрывающего природу жизни.

В редких случаях шаманы пытались описать словами и картинами некоторые из своих часто невыразимых откровений, которые они получали во время экстраординарных путешествий в мир духов. Примером могут служить религиозные культуры индейцев северной Америки.

Духи Анаркуака.

Когда в 1921 году датский исследователь Кнуд Расмуссен приехал в арктическую Северную Америку, чтобы изучать культуру эскимосов Иглулик, он встретил там культуру, которая практически полностью вращалась вокруг множества невидимых существ – духов, обитавших в каждом человеке, животном и предмете, и духов, которые отвечали за казавшиеся необъяснимыми явления, такие, как болезнь и плохая погода.

От эскимосского шамана по имени Анркуак, который воспроизводил по памяти свои видения существ и детально изображал их на бумаге. Расмуссен узнал, что некоторые духи были добрыми и помогали эскимосам, другие – агрессивными и недоброжелательными, а некоторые – просто злыми. Хотя общими усилиями эскимосы старались не подпускать к себе плохих духов, следуя предписанным ритуалам и табу, только шаманы достигали успеха в том, чтобы изгнать их полностью.

Анаркуаку в его шаманстве помогали так называемые духи-помощники. По его словам, они проникали в его тело или просто называли его имя, и когда он отвечал, то их сила становилась его силой. Многие добрые духи поначалу приходили, напоминая монстров или свирепых животных, которых следовало укротить или успокоить. Но, как только духи-помощники начинали подчиняться, они уже твёрдо вставали на его сторону, были верными и с готовностью помогали шаману.

Анаркуак утверждал, что источником глухих звуков, доносящихся с арктических гор, был дух Игтук. По представлению шамана, у него был всего лишь один огромный глаз, который находился на туловище, на одном уровне вместе с руками. Рот широко открывался, и внутри зияла огромная тёмная пропасть. А подбородок был закрыт толстым слоем щетины.

Вскоре после того, как умерли родители Анаркуака, к нему, по его словам, пришёл дух грусти, которого звали Исситок, или Гигантский глаз. “Не бойся меня, — сказал дух, — потому что я тоже борюсь с грустными мыслями. Поэтому я буду идти рядом с тобой и буду твоим духом-помощником”. Впоследствии он помогал Анаркуаку находить людей, которые нарушали табу племени.

Однажды весной Анаркуак увидел женский дух по имени Квинджарувлик, который пытался украсть ребёнка, спрятав его под своей одеждой. Однако, прежде чем ей удалось это сделать, на помощь пришли два хорошо вооружённых духа-помощника и убили похитительницу.

В другой раз, охотясь на канадского оленя, Анаркуак встретил толстого духа по имени Нарток. Нарток набросился на Анаркуака, как бы атакуя его, но, когда шаман приготовился защищать себя, дух исчез. Позже Нарток появился опять и объяснил Анаркуаку, что когда тот научится контролировать свою вспыльчивость, то Нарток станет его духом-помощником.

Другой, один из многих духов, которых Анаркуак встречал на охоте, был звероподобным существом величиной с медведя. Звали его Кигутилик. Злобно рыча, Кигутилик возник из полыньи во льду, когда шаман охотился на тюленей. Анаркуак так испугался, что убежал домой, не вызвав даже духа-помощника.

Великое видение Чёрного Лося.

У Чёрного Лося, вождя и лекаря индейского племени Оглала Сиу, было несколько случаев, когда к нему приходила способность видеть то, что помогало ему выводить своих людей из полосы неудач. Однако в первый раз Чёрный Лось попал в мир духов, когда он был ещё совсем маленьким мальчиком.

В 1931 году уже престарелый Чёрный Лось поделился своими впечатлениями с поэтом Джоном Г. Найхардтом, который впоследствии описал их в стихах. Как рассказывал Чёрный Лось, в течение нескольких лет духи звали его и пели, а когда ему исполнилось девять лет, то голоса сказали: “Теперь пора”. После этого Чёрный Лось внезапно почувствовал себя плохо и был при смерти в течение двенадцати дней; в это время к нему и пришло великое видение.

По его словам, два духа спустились с неба, чтобы забрать его из дома, и вместе с ними Чёрный Лось попал в “заоблачный мир, на большую белую равнину с заснеженными холмами и горами”. Там Чёрный лось встретил шесть старцев, самых сильных духов мира. “ Oни выглядели настолько старыми, насколько это возможно, старыми, как холмы, как звёзды”, — рассказывал он.

Старцы рассказали Чёрному Лосю о духовных ценностях жизни и показали ему символы своей жизни: чашку с водой и лук, которым можно создать или уничтожить жизнь; целительную траву и очищающий священный ветер; трубку мира и траву понимания; обруч мира, символизирующий ; цветущую ветвь, символ дерева жизни. Затем Чёрного Лося повели к центру земли, где ему показали “добро, красоту и необыкновенность цветущей земли, духовные формы вещей, какими они должны быть”.

Когда ему всё рассказали, то самый древний старец отпустил Чёрного Лося обратно, сказав ему: ”Отправляйся с силой обратно туда, откуда пришёл”. Чёрный Лось вернулся в свою деревню; и его болезнь прошла. Но сам он уже изменился навсегда. Детская беззаботность превратилась в нём в зрелость человека, в словах которого прослеживалась мудрость веков.

Силы пейота.

Для шамана Улу Темейя, как и у других шаманов мексиканских индейских племён Уичоль, сон без сновидений – гораздо хуже, чем отсутствие сна вообще, потому, что шаманы во снах и видениях получают сообщения от богов. В сновидениях шаман получает предсказания будущего, напоминания об обязательствах, которые ему надлежит выполнить, или о ритуалах, которые необходимо провести, сообщения о случаях оскорбления духов, и ему предлагаются средства наказания.


Но в то время, как во снах говориться о том, что должно быть сделано, реальные возможности шамана показываются ему в видениях, — калейдоскопических образах, которые появляются после того, как шаман съедает дурманящие бутоны или ботву кактуса пейот. Шаман уходит из реальности, и в видениях он проникает во внутренний мир, где духи делятся с ним секретами своего всевластия и учат шамана, как пользоваться своими особыми силами и расширять их.

Поедая бутоны пейота, шаман может держать в руках ярко окрашенный диск, который он сделал подобно диску, увиденному в одном из своих снов. Такие диски из снов напоминают шаману об обещаниях, которые он дал богам в одном из своих прошлых видений. Чтобы выполнить обязательство, шаман предлагает диск богам.

Цветные диски так же считаются наградой от богов за верность клятве или договорённости, и считается, что в них заключена сущность, а, стало быть, и сила богов. Помимо цветных дисков, атрибутом власти шамана являются и птичьи перья, прикреплённые к стреле. Считается, что птицы – посланцы божеств, и с помощью палочек с перьями и дисков создаются каналы общения с богами. Эти предметы хранятся в плетёных корзинах и применяются почти во всех шаманских ритуалах. Они появляются и в видениях после употребления пейота, и в видении церемонии по вызову дождя.

Данная часть статьи, может кому-то не понравится. Наверняка она не понравится разработчикам и администрации русского коммьюнити игры (если конечно они это прочитают). Но мы считаем, что об этом нужно говорить - это крайне важно. Компания Plarium (разработчики игры) была основа в солнечном Сан-Франциско, США. И сейчас офисы компании находятся в США, Израиле, Украине и России. Видно что компания хорошая, большая, сделала несколько очень хороших проектов, один из этих проектов - Vikings: War of Clans. В ней работают много хороших специалистов в разных областях и первоочередная цель компании - заработок денег. Что бы была возможность оплачивать труды разработчиков, что бы оплачивать аренду серверов, что бы разрабатывать будущие апдейты и проекты. Каждый из нас, из тех кто играет в Викингов, прекрасно отдает себе отчет что такое F2P, с чем его едят и какое послевкусие остается.

Как говорят разработчики, онлайн игры перевалил за 1.000.000 игроков. Точных цифр конечно мы не знаем и не знаем сколько "живых" игроков присутствует в игре. Но есть три крайне важных момента, не смотря на весь онлайн игры, не смотря на довольно сомнительные обновления, в игре сейчас

  1. Довольно скучно.
  2. Без вложения $30-$50 один раз в два-три месяца практически не реально конкурировать.
  3. В игру заходишь без жажды сражений, а лишь сбросить ресурсы и выполнить некоторые ежедневные действия в замке.

Все это стало результатом нескольких обновлений за 2017 год. Шаманы и руны, должны были привнести какое-то разнообразие в игру - и привнесли. Разработчики решили уходить от понятие F2P и переходить к P2W (плати и побеждай). Еще раз - главная задача игры для разработчиков - прибыль. Все понятно, вопросов нет. Но ограничивать действия игроков и буквально принуждать их к покупке донат-паков, довольно сомнительный выбор. Вот и получается, что сейчас люди не вылезают из под щитов. А если вылезут, их моментально вырежут "толстые игроки" под корень. Все это, верный путь к ослаблению интереса к игре. Мы будем рады ошибаться, но пока что, даже не имея доступа к цифрами онлайна, в игре довольно скучно. Получить и прокачать шаманов, можно только за донат-паки. С таким подходом, выбор нашего клана остался прежним, если игра перейдет к модели P2W, делать в ней больше нечего (сайт будет жить и обновляться все равно, т.к. его обновляют несколько игроков).

А может, ну их... Этих шаманов?

Как мы написали чуть выше, шаманы - это довольно мощный инструмент по вашему развитию в игре. Не важно какой стиль игры вы предпочитаете - военного или фермера, шаманы существенно повысят ваши характеристики. Но в случае фермерства, ваш город особо не пострадает если вы не будете активно прокачивать шаманов, чего не скажешь про военный стиль игры. Без шамана на выбранный вами тип войск (Помните почему именно один тип войск? Если забыли, то почитайте наши две статьи " " и " "), лезть в битву практически не имеет смысла. Преимущества игрока с прокачанным профильным шаманом перед тем, у кого профильный шаман не прокачан или его вовсе нет, будет крайне высоким. Так что, выбор конечно в любое случае останется за вами, но учтите, что в этой игре, силы могут быть не равны изначально.

До встречи в следующих статьях про шаманов!

Введение...…...........…..............….............................…......................…......…..3

Глава 1. Основные виды шаманизма в истории религиозных верований народов России............….............................…......................……………...…..6

1.1.Алтайский шаманизм............….............................…......…............…...…..7

1.2. Бурятский шаманизм............….............................….......…................…..11

1.3. Якутский шаманизм............….............................….......….................…..15

Глава 2. Основная атрибутика шаманов............…..........…..…........…...…..20

2.1. Шаманский бубен............….............................…...............…......…...…..20

2.2. Шаманские самострелы............…..........................…........…..............….21

2.3. Шаманские могилы............….............................…......................…...…..23

Заключение............….............................…......................…...…….........……..26

Список используемых источников............…......…................…....................27

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время шаманизму уделяют все большее внимание как ученые, так и просто заинтересованные люди. Шаманизм становится предметом внимания этнографов, объектом исследований, популярны также выставки шаманских предметов в музеях.

Шаманизм - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до настоящего времени у многих народов мира: в Северной и Восточной Азии, Африке, на территории России – у северных народов манси, на территории бывших союзных республик – Киргизии, Калмыкии. Однако методы шаманов похожи, даже у народов с совершенно разными культурами, проживающих в разных частях света. Т.е. можно предположить, что в процессе совершенствования своих методов шаманы приходили к одинаковым результатам.

Название «шаманство» происходит из эвенкийского языка от слова «шаман», «саман», которое означает возбужденный, исступленный человек.

В науке существует множество определений термина «шаманство», вместе с тем, этот термин до сих пор не получил общепринятого определения, приемлемого и убедительного для большинства специалистов.

В.Н. Басилов предложил такое суммарное описание этого явления: «Шамантво – форма религии или культ, центральной идеей которого является вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов – служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шаманы общаются с духами в состоянии экстаза...». Далее, характеризуя шамана, автор отметил среди специфических качеств «особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и многое другое, вплоть до поэтического дара и умения владеть гипнозом». Помимо таких общих указаний максимум на наличие способностей к гипнозу и временному пребыванию в состоянии экстаза или транса обычно в характеристиках шаманов и шаманства не упоминается ничего из той сферы, которая составляет основы особого видения мира и возможностей воздействия на него. Проблема же воздействия трактуется через психотерапию. Близко к пониманию основ шаманской практики подошли в своих характеристиках явления те исследователи, которые увидели отличительные качества шаманства (шаманизма) в использовании техники экстаза и транса.

В концепции М. Элиаде эта теория получила свое наиболее яркое осмысление. Ученый был убежден, что шаманизм – это, прежде всего, «техника экстаза» . При этом с его точки зрения: «Шаманизм в строгом смысле – это, прежде всего, сибирское и центральноазиатское религиозное явление». Если же углубиться в сущность используемой техники в данных регионах, сопоставить ее с другими, менее популярными здесь же и весьма широко распространенными в иных местах (использование галлюциногенных средств, например), то не так сложно будет осознать, что стоит за этим.

Известный советский этнограф и религиовед С.А. Токарев в своей работе «Ранние формы религии» определяет шаманство как «особую форму религии, состоящую в выделении в обществе определённых лиц – шаманов, которым приписывается способность путём искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами».

Цель реферата изучить особенности шаманизма в истории религиозных верований народов России.

Задачами данного реферата являются донесение информации об основных видах шаманизма в истории религиозных верований народов России и изучение основной атрибутики шаманов.

Всего использовано 13 источников.

Общий объем работы составляет 28 страниц.

Глава 1. Основные виды шаманизма в истории религиозных верований народов России

Точные истоки шаманизма отследить невозможно. Или возможно, но не известными научными методами. Никаких документов не было, да и сегодня не существует. Шаманам подобные документы не нужны – традиция строго цепочная – из уст в уста, из рук в руки переходит мудрость тысячелетий. И само окружение шамана: племя, община или род – мир закрытый для посторонних... Мы лишь можем только предположить, что шаманизм родился вместе с человечеством. И тот самый первобытнообщинный строй, что на слуху у нас у всех со школы, не представляется без шаманских ритуалов. И уже тогда шаманы племен камлали под ритмичные удары в бубен, общаясь с духами.

Более точно мы можем проследить историю шаманизма с тех пор, когда он начал изучаться людьми уже других традиций. Постепенно шаг за шагом собирались крупицы знаний о самой древней земной магии.

Несмотря на то, что некоторые течения, вышедшие из шаманизма, развиваются, основные традиции шаманизма словно бы застыли во времени. В первую очередь это обусловлено неизменностью культуры народов. Например, у северных народностей, таких как ненцев, долган, чукчей, уклад жизни практически не изменился за многие тысячелетия.

Поэтому, изучая шаманизм сегодня, мы прикасаемся к очень древним, почти не измененным тайнам и практикам.

В данном реферата я раскрываю основные виды шаманизма в истории религиозных верований народов России, такие как Алтайский, Бурятский и Якутский шаманизм.

Алтайский шаманизм

Алтайский шаманизм - Территория распространения - Алтай. Как и у хакасов, якутов и других народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства (тенгри – обожествленное небо).

Шаманизм - это не просто вера в духов. Шаманизм - это магическое учение о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают человеку свое присутствие, человек сам должен обращаться к духам. Но добиться постоянного и ярко выраженного контакта с духами могут лишь их избранники - шаманы. Шаман может общаться с духами только во время камлания. После камлания, когда духи покидают шамана, он превращается в самого обычного человека.

Слово «шаман» взято из тунгусо-маньчжурских языков, где им обозначается человек, который в состоянии возбуждения общается с духами. Среди сибирских народов термин «шаман» в значении служителя культа, за исключением нескольких групп тунгусов, не употреблялся, а шаманы у них назывались по-разному. Тюркские племена Алтая называли такого человека «кам».

В алтайском шаманизме нет профессиональной иерархии на основе определенных обрядов и испытаний, через которые должны проходить шаманы при своем становлении. Пройдя свое становление под покровительством духов, получив от них свой бубен, кам становится признанным избранники божеств.

Особую роль для шамана играет бубен, получаемый от божеств и духов. Бубен свидетельствует о квалификации шамана. Облачение такой роли не играет. А вот бубном кам должен владеть виртуозно. По ходу камлания он демонстрирует жестами, мимикой и другими средствами значение бубна, то, как ездового животного, то, как оружия (лук и стрела). Нужно сочетать частоту ударов в бубен с пением - обращением кама к божествам и духам. Камы умеют подражать голосам зверей и птиц, в образе которых выступают его духи-помощники, ржанию жертвенного коня, либо ездового коня божества.

Кам должен знать божеств и духов, их внешний вид, привычки. В этом отношении квалификация шамана проявляется и обращениях и гимнах божествам. В гимнах используется определенная шаманская ритуальная лексика. Кам говорит с духами на их языке. Эти гимны и призывы называются алкыш. Шаман, камлая тому или иному духу, обращается к нему с восхвалениями в форме алкыша. При этом он всякий раз импровизирует свои гимны-обращения и молитвенные просьбы.

В Алтайском шаманизме представления о двойнике сложились в доминирующую концепцию, объясняющую ритуальный механизм главной культовой практики – камлания. Жизнь каждого человека начинается в небесной зоне Вселенной, где она еще не имеет антропоморфной формы. Отсюда она посылается божеством на землю в материальной форме. Например, в виде падающей звезды или солнечного луча. Или через сдувание шаманом «зародышей» детей, висящих как листья на священной березе, на землю. Эти зародыши падают через дымовое отверстие юрты в очаг, а затем попадают к женщине. Так наступает утробный период земной жизни человека и возникает связь с женским небесным божеством Умай. Образуются кости, тело, кровь. С появлением на свет, первым признаком которого является «дыхание», наступает период пребывания человека на лунно-солнечной земле. Когда «дыхание обрывается» - наступает смерть. До того, как ребенок начнет свободно говорить, он находится под присмотром «Матери-Умай». Но, как только ребенок начинает общаться с другими людьми, входит в земной социальный мир, его связи с Умай прерываются. Но растет и взрослеет двойник, который заменяет человеку няньку, опекуна и поводыря Матерь-Умай.

Двойник обладает способностью отделяться во время сна от тела в виде маленького огонька, путешествовать по разным местам и возвращаться при пробуждении. Для выхода и входа он использует носовые отверстия. Считается, что если спящему человеку положить не кончик носа уголек, то он не проснется до тех пор, пока уголек не свалится, так как двойник побоится войти в тело.

Особенно осторожно человек должен вести себя в горах. Нужно опасаться выхода двойника во время сна. Если человек в чем-то провинился, то хозяин горы или тайги может поймать и оставить двойника у себя. Случаи невозвращения двойника происходят довольно часто. Вернуть двойника может лишь шаман. Шаманы при камлании находят вернувшиеся двойников, узнавая их по признакам и чертам заболевшего. Двойников ловят в бубен и вбивают сильным ударом по бубну в правое ухо.

Обыкновенный человек может видеть двойников только во сне. Шаманы и ясновидцы (коспокчи) видят их воочию. Особенно хорошо их видит кам, при содействии собственного двойника, которого шаманы отделяют от себя во время камлания. Двойник шамана может покидать тело в любое время дня и ночи по воле шамана, но только во время камлания. Отделение двойника от тела Кама происходит при помощи духов - помощников и покровителей кама, которых он привязывает ударами в бубен или опахалом из пояса, рубахи, березовой ветки и т. п. В отличии от обыкновенного человека двойник шамана все время находится под полным контролем шамана и его духов. Такие свойства двойника шамана стирают у присутствующих на камлании грань между видимым реальным и невидимым мифическим миром.

После смерти шамана его двойник продолжает обладать особыми свойствами. У обычных людей двойник возвращается к божеству, пославшему его зародыш, или переселяется в страну умерших. Двойник Кама остается на земле. Он обитает в горах или тайге и не связан с местом погребения шамана. Через некоторое время двойник определит судьбу нового Кама – какого-либо из своих потомков. Он будет служить одним из его наследственных покровителей.

Концепция двойника объясняет, каким образом шаман путешествует в ту или иную сферу Вселенной время камлания. Любой шаманист знает, что к духам и божествам ходит не сам кам, а его двойник и духи-помощники. Они ведут к божеству не самого жертвенного коня, а его двойника. Коня, предназначенного в жертву, и двойника этого коня алтайские шаманы называют словом бура. Мясо жертвы съедаю, кости укладывают на лабаз, шкуру вывешивают на жерди у места жертвоприношения, а бура отправляют божеству. Бура становится ездовым конем духов и божеств. Последние посылают их шаманам в качестве помощников. Некоторые шаманы с их помощью поднимаются на небо, обращаясь с ними как со своими верховыми конями. Например, отпускают отдохнуть на пастбище того или иного слоя небес.

Вторым важным положением алтайского шаманизма является вера в духов шамана, составляющих его сакральную магическую силу. На этом положении держится вся религиозная практика, весь культ шаманизма. Шаманисты знают, что ни один человек не может быть камом без духов-посредников. Никто не рискнет без поддержки духов отправиться в такое далекое и опасное путешествие, каким является камлание.

Все культовые действия, которые совершат шаман, и все результаты которых он добивается, осуществляются при помощи духов, призываемых шаманом к себе в начале каждого камлания. Одни из них сообщают Каму причины болезни человека и где найти потерявшегося двойника; другие помогают ориентироваться и передвигается во время камлания в небесной сфере, на земле (по горам, хребтам, тайге) или в подземном мире; третьи охраняют от злых духов и враждебных шаманов. Свою личную охрану камы называют курчу (обруч), так как духи обвивают кольцом их голову, туловище, руки, ноги. Некоторые из духов помогают доставить жертву божеству: несут сосуды с жертвенными напитками, ведут бура жертвы. Они помогают пробраться к божеству, вести с ним диалог.

У каждого шамана есть свои духи, причем неоднородные по составу. Общими для всех шаманов являются духи: покровители и помощники. Покровители – духи высокого ранга: ульгень и его сыновья, божество огня, хозяева священных гор. Духи-помощники образуют две группы. В одной группе предки шамана бывшие при жизни камами. Ко второй группе относятся служебные духи, призываемые перед камланием ударами в бубен. Эти духи заполняют бубен и сопровождают шамана во время его путешествия в ту или иную сферу Вселенной. Служебные духи бубна (чалулар) составляют реальную силу шамана. Шаман ценит и стремится приумножить этих духов, включая в их ряд предков – шаманов. Личные духи, притянутые шаманом, определяют его культовые и магические возможности. Дать им подробную характеристику не возможно по причине изобилия. У каждого кама они, особенно мелкие служебные духи в образе зверей, птиц и т.п., сугубо индивидуальны.

Бурятский шаманизм

Древние легенды рассказывают, что шаманом человек не может стать по желанию, нужно от рождения иметь особые приметы, которыми по воле предков человек наделяется еще до своего появления на свет. Духи сами являлись к избранным. Этот дар зовется утхэ или шаманский корень который дает своему владельцу способности лечения и магического воздействия на мир, ясновидения и т.д. Сила всех шаманских родов состоит в непрерывности при наследовании утхэ. В большей части случаев будущий шаман среди новорожденных детей, по мужской линии, но иногда дар передается через несколько поколений, так что нельзя наверняка сказать, сразу же родиться новый шаман после смерти существующего или нет. «Избранность» определялась каким-либо особым знаком - тэнгэрийн тэмдэг (божественная отметина): необычные пятна на коже, лишние пальцы, поведение не от мира сего. Считается, истинный шаман имеет лишнюю кость и души которые учились в другом мире шаманской науке, могут быть отличными шаманами. У некоторых народов Сибири шаман обладал «лишними» полостями в теле и мог по желанию безболезненно втыкать в них острые предметы, ножи и т.п.

В Бурятии уже на протяжении нескольких веков в основном мужской шаманизм, несмотря на то, что в начале первой тысячи лет нашей эры была противоположная ситуация. В бурятском языке шаман зовется «бö», шаманка – «удаган».

В уникальных случаях избранный стать шаманом может родиться на свет в обличье человека–чёрта: как человек выглядит, а его отцом является какой либо дух. Мама такого дитя, спала под одиноким деревом или камнем-скалой. По поверьям бурят, путешествуя по миру, духи, как правило, останавливаются в подобных местах.

Прежде чем принять дар шамана, обычно человек болеет шаманской болезнью (Онгон даралга), он переживает состояние, близкое к смерти. К нему приходят души мертвых шаманов и какое-то время пытают его, режут на куски тело, вырывают из тела кости, пересчитывают их и вставляют обратно, выливают кровь и опять заливают в сосуды. Итогом мучительных испытаний духи предков передают преемнику тайный язык, который используется для общения с духами и божествами. Болезнь, которая длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, не дает человеку практически ничего есть и пить. Излечение приходит в момент принятия необходимости стать шаманом. Если шаман противится воле духов и предков, их неудовлетворенность обращается на его родственников и друзей: они тяжко болеют или неожиданно умирают. Если человек упорно сопротивляется предназначению, онгоны убьют его.

Когда Онгон даралга заканчивается, новому шаману нужно подобрать себе духа слугу, он станет помогать ему в обрядах. Личность и предрасположенность шамана определяет, какого духа он сможет получить и воспитать. Именно поэтому, шаманов разделяют на «белую» и/или «чёрную» кость. Первые делают добро. По поверьям они могут носить белую одежду из шёлка и ездить на белых лошадях. «Черная» кость отличается злобой и агрессивным нравом. По легенде если «черному» шаману не хватает сил, он занимается отбором энергии у других людей.

Первый дух, помогающий шаману, слабый и маленький. Он новорожденный, поэтому его кормят молоком. Не стоит воспринимать буквально это словосочетание. Обычно, смысл этого обряда заключается в том, что молоко наливается в чашку и брызгается на землю и в воздух. Действие сопровождается обращением к предкам. Чем усерднее и регулярнее кормить духа, тем быстрее растут его размеры и соответственно сила. Отношения между духом и шаманом строятся на взаимной выгоде: дух помогает исполнять людские просьбы, получая пищу и воспитание в качестве оплаты.

В традиции «черной» кости когда дух растет, ему недостаточно только молочной пищи. В жертву приносится курица. По мере роста и обретения большего могущества слуге нужно ещё больше еды, и для него забивают барана. Дух, съедающий больше одного барана, зовется анда и может взять контроль над шаманом. Дух дальше по иерархии силы – роун. Он властвует целиком над шаманом и требует более большой жертвы - лошади. Роуны очень могущественны, они могут убить человека и подчинять себе целый бурятский род. Кровожадность роуна растёт быстро: в легендах есть случаи, когда духи требовали кровь маленького ребёнка.

В традиции «белой» кости – так же необходимо заручиться помощью духа, он так же будет помогать шаману за еду. Воспитывая духов, «белые» шаманы не делают им кровавых жертв: в пищу идут сладости, молоко, алкоголь, дым. Жертвенные животные посвящаются духам и божествам и не забиваются: после специального ритуала в их шерсть вплетаются разноцветные лоскутки ткани, и до конца жизни они являются неприкосновенными.

В течение жизни шаман проходит посвящения (от 9 до 12). Шаманы, получившие 9-12 уровень посвящения, есть только в Монголии; в Бурятии высшим пока считается 8 уровень.

Буряты веруют, что сила могущественного шамана является после смерти, она(смерть) сопровождается разными знамениями: обвалами, наводнениями, землетрясениями, грозами, ураганом и сильными ветрами, гигантскими всепоглощающими пожарами. После смерти буряты хоронили шамана в земле или привязывали к дереву. Конец жизни в этом мире не означает для шамана исчезновение из срединного мира. Душа может стать одним из местных бурханов или воплотиться в птицу (орла или ворона). Культ орла у бурят имеет очень древние корни. В преданиях бурят белоголовый орёл (бурхан шубуун) первый, кто получил шаманский дар от своего отца Утэ бабая, хозяина о. Ольхон. Предания говорят, человек, убивший, ранивший орла, должен умереть в ближайшее время.

Интересно, что в некоторых районах Бурятии полагают, что духи шаманов охраняют свои могилы. Так на одном из захоронений в Куйтунской степи, обитает большое количество орлов и других хищных птиц, какого не наблюдается ни в одном другом месте баргузинской долины. Скорее всего, это связано с наличием мелких грызунов. Местные жители стараются обходить шаманские кладбища, а если оказываются поблизости, совершают обряд почитания онгонов. Сегодня говорят они, уже никто не знает, какая кость, «чёрная», «белая», захоронена в том месте. Именно поэтому, на всякий случай, нужно заручиться помощью предков и задобрить духов.

Молитвы, обряды и иные магические действия в шаманизме у бурят разнообразны, и имеют определенный порядок. Существуют групповые(родовые), так и личные обряды, которые бывают как обязательные, так и необязательные, регулярные и нерегулярные.

У бурят есть священные места, разные у каждого рода, где устраиваются обряды. Их можно отличить по столбам - сэргэ или бариса, обвязанных разноцветными лентами, также обвязанными лентами деревьям, священными камням-обо. У значительных мест стоят скамейки, навес. Буряты, и не только буряты, проезжая или проходя мимо священного места в знак уважения, останавливаются такого места, капают спиртным, повязывают ленточки - залаа, бросают сигареты, крупы, спички, конфеты, мелочь. Помимо таких мест, шаманисты могут проводить обряды на открытом воздухе или у себя дома, во дворе дома, на улице.

Якутский шаманизм

В мифологии, идеологии, обрядовой культуре якутского шаманизма в той или иной степени отражаются мировосприятие и мировоззрения лесных охотников, первых скотоводов, земледельцев алтайско-саянского нагорья, Монголии, Прибайкалья, Забайкалья.

В якутском шаманизме присутствует: развитая система мифологий, наличие профессионального служителя культа, комплекс атрибутов, особая школа посвящения, а также оформившаяся и сложившаяся терминология.

Якуты (саха) верили, что Природа живая, все объекты и явления природы имеют своих духов.

Из явлений природной стихии одухотворяли гром и молнию. Бог грома имел несколько названий Сюпг Хаан, Сюгэ Тойон, Аан Джасын, Буурай Дохсун; считалось, что бог грома преследовал злых духов – абаасы своими громовыми стрелами, разбитое молнией дерево обладало лечебной силой, к этому дереву шли и искали там черный камень, который называли орудием божества Грома.

Объектом почитания становились и отдельно лежащие камни ледникового происхождения необычной формы. Если они меняли свое положение (лежали на боку), то это предвещало смерть кого-нибудь из близлежащей местности. По представлениям вилюйских якутов, такому необычному камню каждый раз после отела коров приносили дар в виде пестрой веревки с лоскутьями и белыми конскими волосами (веревку вешали на дерево, под которым лежал камень). Люди могли дотронуться до таких камней, лишь чем-нибудь, пожертвовав (монеты, лоскутки материи и др.).

Якуты верили в существование волшебного камня сата, с помощью которого можно было изменить погоду. Считалось, что если на сата взглянет женщина, то он потеряет свою силу. Волшебный камень находили в желудке или печени животных и некоторых птиц (лошадь, корова, лось, олень, глухарь). Сата завертывали в чистую бересту, потом заворачивали в конские волосы и не показывали небу (есть сведения, что его хранили в шкуре лисицы или белки). Вызывание дождя, снега и ветра с помощью волшебного камня совершалось посредством особого заклинания.

Духов–хозяев имел ветер, так главных ветров было четыре, северный, южный, восточный и западный. Они управлялись четырьмя добрыми духами, которые должны были охранять покой четырех сторон земли, а промежуточные ветры шли от злых духов, которые находились в постоянной ссоре друг с другом и приносили неприятности людям.

Весной и осенью якуты приносили дары хозяину воды. Существовал строгий запрет ронять в воду острые предметы – поранишь глаза хозяину воды, духа-хозяина озера якуты величали «бабушкой» и просили ее обеспечить богатым уловом рыбы.

Огонь олицетворяли в виде седовласого старичка, хозяин огня был самым почитаемым. Все жертвоприношения приносились через огонь: по треску огня гадали, что их ожидает в будущем. Если к духу огня относились непочтительно, хозяин огня наказывал, покрывая язвами, если острыми предметами разгребали угли, то якобы протыкались глаза хозяев огня. Переходя из одного жилища в другое, огонь никогда не тушили, а переносили его с собой в горшке. Дух – хозяин домашнего очага считался духом-покровителем семьи.

Одним из главных духов-хозяев был хозяин леса Баай Байянай, от него зависела удача на промысле. Перед тем как идти на охоту к нему обращались с просьбой даровать добычу при этом произносили заклинание и бросали в огонь кусочки жира. Северные якуты изготовляли изображения эсэкээна – амулет, способствующий удачной охоте. В древности каждый якутский род считал своим священным предком и покровителем какое-нибудь животное, которое членам этого рода нельзя было убивать, употреблять в пищу и называть по имени. К таким животным относились лебедь, гусь, ворон, орел, белогубый жеребец, сокол, ястреб, горностай, белка и бурундук. Такие птицы как лебедь, орел, ворон, ястреб, по якутским мифам, принесли людям огонь, когда они были на грани смерти. Орел считался сыном небесного божества Хомпорун Хотой, главой всех птиц. В основном якутскими тотемами были птицы, из зверей встречаются в числе тотемов медведь, рысь, бурундук, белка, горностай.

Что касается домашних животных, то они были созданы добрыми божествами айыы. Существовал миф, что верховный творец Юрюнг Айыы Тойон (божество Неба) создал коня и человека одновременно, а по другой версии он сначала сотворил коня, от него произошел полуконь–получеловек, а уже потом человек Культ белого коня был связан с небом, в связи с чем бескровные жертвоприношения верхнему миру приносились только конным скотом или белой молочной пищей (кумысом). Черепа любимых лошадей вешали на деревья.

Священным деревом небесных божеств считалась береза, ее использовали в качестве ритуального атрибута в обрядах жизненного цикла. Якуты верили, что деревья могут дать душу ребенку, так бесплодные женщины просили у дерева (береза, лиственница) со сросшейся наверху кроной – душу ребенка. У якутов существовал обряд «изготовления гнезда души ребенка», где на специальном восьмиствольном дереве сооружали гнездо для будущей души ребенка. Формула «дерево–птица» четко прослеживается в мифо–ритуальной культуре якутов. Душу представляли в образе птицы, а мотив творения из яйца наиболее четко был выражен в шаманской мифологии. Судя по мифам, орел высиживал шаманов на священной березе (лиственнице).

Шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в роду или вступивший в контакт с умершим шаманом. Такой человек с рождения имел какие-то особые приметы и проходил испытание болезнью, вызванной тем, что его кут уносился духами для воспитания, которые могут быть посланниками любого из трех миров. Наиболее сильный шаман воспитывался в Верхнем мире в одном из девяти гнезд священного шаманского дерева. Чем выше гнездо, тем более сильным рождается шаман.

Самым трудным испытанием является этап посвящения в шаманы - эттэнии, то есть рассекание тела. Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где для него уже построена урасу - летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором будущий шаман пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут - мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье.

Если рассекание является физическим испытанием, то следующий этап посвящения в шаманы можно назвать духовным уроком для него. Это обряд совместного камлания молодого шамана с опытным учителем уже при зрителях, когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонизированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому шаману дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры.

Камлания исполнялись по общепринятым канонам. Все приготовления к этому таинству совершались помощниками кутуруксутами. В зависимости от цели камлания шаман обращался с камланиями к духам Верхнего или Нижнего миров. При этом он совершал длительное путешествие, делая по пути остановки на так называемых олохах, имеющихся на каждом ярусе небесной сферы или подземного мира. На каждом олохе он общался с духами, испрашивая у них разрешения на дальнейшее путешествие.

Таким образом, камланье шамана представляло собой яркое действие, исполняемое обычно в ночное время при слабом свете камелька, что усиливало его таинственность и пугало людей.


Похожая информация.


К таким лицам у ульчей было настороженное отношение, их побаивались, по возможности избегали к ним обращаться (к ним приходили, только если никто другой не смог помочь больному).

У ульчских хойракачи-шаманов были духи-помощники маси и бучу, но слабые. Чтобы им самим излечиться от болезни, они ходили по домам своего селения, а иногда ездили и в соседние, где жили их родственник: (как это делали и обычные шаманы во время обряда унди)стремясь им помочь, некоторые ульчи в это время дарили им кусочки ткани ("для излечения"). Обычными средними шаманами они не становились. Термину хойракачи мы не нашли объяснений или каких-либо аналогий.

Обычные средние, "лечащие", нанайские шаманы назывались таочини-сама или сиуринку-сама (у ульчей — сулмэ или сиулмэ-еама). Значение этих терминов весьма интересно: по-нанайски "таочи", "таоча" — 1) поддерживать огонь; 2) исправлять, чинить. По смыслу можно принять обе версии, происходящие из эвенкийского языка, они одинаково знаменательны, хотя и различны.

Шаман, "поддерживающий огонь ",— подобный смысл термина может увести в глубокую древность. Можно понять его и как "поддерживающий жизнь".

Шаман "исправляющий" — более понятен, современен. Иными словами, это "лечащий" шаман , исправляющий неисправности в организме. Сиуринку нанайцы переводят так же — "лечащий". Этот термин (нан. сиуринку)можно сопоставить с нан. "сиун" — солнце, "сиунэ" — излучать свет (о солнце).

Деятельность "лечащих" шаманов развивалась не одинаково. Некоторые завоевывали себе популярность разным средствами (хорошо поет, музыкален, артистичен, камлания интересны, вылечил кого-то от сильной болезни, сохранил все: детей такого-то человека и т. п.).

Другие приобретали авторит благодаря различным фокусам ("летает" над крышами домов: глотает огонь, запрягает своих духов в обычные нарты и ездит: духов не видно, а нарта, или лодка, едет быстро; опаливает себе "перья" и т. п.).

У всех у них были духи-помощники, все эти люди проходили обряды посвящения. Каждый шамап гордился своими духами, много рассказывал об их силе, необыкновенных возможностях; обладание сильными духами повышало его авторитет. Эта сила должна была проявляться в "реальных делах".

Шаманы имели специфические костюмы, различные атрибуты . Некоторые шаманы у нанайцев — хэргэнты-сама (или нингманди-сама) — умели проводить обряд поминок нингман или хэргэп. Поминки хэргэн — специфический нанайский обряд — обычно проводили на седьмой день после смерти. Термин хэргэн не имеет аналогий.

По-нанайски нингма — сказка, нингмачи — проводить поминки с шаманом, от звенк. нимнгака — рассказать сказку; у под-каменнотунгусских эвенков нимнгакат — 1) рассказывать; 2) шаманить (последнее значение — у многих других эвенкийских групп). Во время проведения обряда хэргэн или нингман шаман оживлял и вылечивал душу умершего и только после этого вдувал ее в маленькую деревянную антропоморфную фигурку.

Этот обряд оживления души умершего с помощью буни гаса (птиц загробного мира) и камешков тавугда мог провести только шаман, имеющий соответствующих духов (буни гаса) и камешки,которые хэрэнты (как и васаты-шаманы некоторые свои аксессуары) должен был "выделить" изо рта во время обряда унди. Всё это простому шаману сделать было не возможно. У него не было для этого духов соответствующей силы и специфического снаряжения, получаемых от предков. Хэргенты-шаманами были обычно мужчины, но верховые нанайцы помнили хэргэнты-шаманку Бельды Тайпи, очень сильную, широко известную женщину. В обрядах поминального цикла хэргэн и других роли шаманов разных категорий дифференцированы.

Касаты-тамзл — высшая "категория" нанайских и ульчеких шаманов , якобы умевших возить души умерших в загробный мир во время грандиозных обрядов — последних поминок паса (на них собиралось иногда по сто и более человек). Женщин-шаманок подобного ранга не было.

У ВАСЫГИ-шамана была особая шапка с нашитыми на нее предметами, помогавшими шаману при совершении обряда. Некоторые из этих предметов, а также навершие посоха, металлические диски — "зеркала" и другие шаман "выделял" через рот. По убеждению нанайцев и ульчей, это мог делать только большой шаман. Обряд унди, во время которого средний шаман "выделял" предметы снаряжения, и являлся этапом, после которого шаман становился "большим". Посох васагы-шамана с соответствующим духом в набалдашнике служил ему при отправлении душ в буни.

Только у шаманов этого ранга был дух-помощник — птица "коори"; на ней шаман возвращался из загробного мира. Для путешествия в загробный мир васагы-шаман имел также собак-духов, специальные нарты, о которых известно из камланий.

Все эти атрибуты шаманы высшего ранга получали от своих предков, поэтому простой шаман по своему желанию перейти в эту высшую категорию не мог: окружающие знали предков каждого шамана.

Показателем популярности, авторитета шамана являлись нашивки на рукавах и плечах его халата: их в виде тряпочек,перьев во время обряда унди пришивали благодарные пациенты за помощь, излечение. Однако сколько бы ни было подобных нашивок на шаманском халате, сам шаман оставался обыкновенным таочини-шаманом; "перешагнуть" по своей воле в ранг хэргэнты- или касагы-шамана никто не мог.